Пат, Паташон и Чарли Чаплин


«Пат, Паташон и Чарли Чаплин»[1], «Чарли Чаплин, Пат и Паташон»[2] — танцевальный комедийный номер, созданный в 1925 году советскими актёрами Николаем Черкасовым (Пат) и Борисом Чирковым (Паташон) в пародийном трио с Петром Берёзовым (Чарли Чаплин). В основу музыкального сопровождения была положена мелодия популярного в 1920-е годы марша-фокстрота. Сюжетом миниатюры является встреча трёх знаменитых комиков эпохи немого кино: Пата, Паташона и Чаплина. Они танцуют сначала сольно, а затем вместе, после чего куда-то убегают за пределы сцены. Наиболее яркой и эксцентричной признаётся танцевальная партия Черкасова, виртуозно игравшего роль долговязого и неуклюжего Пата. На протяжении многих лет миниатюра исполнялась в различных составах: Черкасов и Берёзов неизменно в своих ролях, а Паташона играли Чирков, В. Клейман и Роман Юрьев.

Во второй половине 1920-х — начале 1930-х годов номер «Пат, Паташон и Чарли Чаплин» обрёл значительную популярность, и множество раз исполнялся в Ленинграде и Москве, а также во время гастролей по СССР. В 1928 году танец был использован в фильме «Мой сын» — одном из первых в фильмографии Черкасова. В киноленте «Концерт на экране» («Фильм-концерт»), вышедшей на экраны в 1940 году, в номере участвовали Черкасов, Юрьев и Берёзов. Фрагменты танца из этой ленты демонстрируются во многих документальных фильмах, посвящённых жизни и творчеству Черкасова.

В танце я принимал типичные для Пата положения и позы, невероятно изгибался, обвивал одну ногу другой, сам с собой здоровался, соединяя руки за спиной, обнимал самого себя за спину и танцевал в таком положении якобы с дамой, небрежно и рассеянно перешагивая через головы моих партнёров. По мере того как они танцевали и показывали свои трюки, я всё более мрачнел и затем, после паузы, в которой я крайне «нервно» реагировал на их успех, пускался в лихой эксцентрический танец, насыщенный акробатическими движениями.

На протяжении существования номера некоторые его детали менялись, но в целом сюжет оставался неизменным. Высокий, нескладный меланхоличный Пат, толстенький коротышка Паташон и Маленький бродягаЧарли Чаплин, в огромных ботинках и с франтоватой тросточкой, выстраивались в одну линию и начинали каждый как умеет танцевать: сначала Бродяга, а затем Паташон. Смотревший за этим с нетерпением Пат-Черкасов, одетый «в кургузый, подпоясанный бечёвкой пиджачок с короткими рукавами и одной-единственной, одеваемой то на одну, то на другую руку, манжеткой, потрепанные брюки факельщика, мятый котелок», бросался в экстравагантную пляску, высоко задирал ногу, да так что Паташон свободно пробегал под ней, обхватывал себя руками за спиной: его «тело складывалось и выгибалось молниеносно, закручивалось в сложнейшие вензеля, распластывалось или смешно взлетало». Завершив свои сольные танцы и исполнив несколько па втроём, Пат, Паташон и Чаплин убегали куда-то в сторону[4].