Пахита


«Пахи́та» (исп. Paquita) — романтический балет в 2 актах и 3 действиях, поставленный Жозефом Мазилье на музыку Эдуара Дельдевеза, по либретто Поля Фуше[фр.]. Литературной основой балета является новелла Сервантеса «Цыганочка». Позже балет был поставлен Мариусом Петипа и дополнен музыкой Людвига Минкуса.

Тема цыган становится популярной в балете в конце 1830х и в 1840х годах, о чём свидетельствует целый ряд постановок: La Gitana 1838 года, поставленная в Петербурге Филиппо Тальони для его дочери балерины Марии Тальони, более ранний балет самого Мазилье — La Gipsy (1839 г., для Фанни Эльслер) и, конечно, наиболее известная — Эсмеральда 1844 года, поставленная хореографом Жюлем Перро на музыку Цезаря Пуни в Лондоне.

Мировая премьера «Пахиты» состаялась 1 апреля 1846 года, в Парижской Опере, с Карлоттой Гризи в заглавной партии.

24 сентября 1847 года состоялась российская премьера в постановке Мариуса Петипа и Пьера Фредерика Малавернь[англ.] на сцене Большого каменного театра Санкт-Петербургского Императорского Балета, став первой постановкой Петипа в России.

Спектакль был возобновлён Мариусом Петипа в 1881 г. в Мариинском театре с добавлением номеров, сочинённых Людвигом Минкусом: па де труа в первом акте, большое классическое па и мазурка во тором акте — танцы на свадьбе главных персонажей. Большое классическое па стало впоследствии наиболее популярным номером из балета, продолжало ставиться отдельно даже после выхода балета из репертуара и считается одним из важнейших образцов классического балета.

В 2001 году по предложению Брижит Лефевр[англ.], директора балета Парижской Оперы, хореограф Пьер Лакотт снова возродил полнометражный балет. Премьера этой постановки состоялась в 2007 году. Она восстанавливает оригинальную последовательность мизансцен и пантомим, созданную Мазилье, и включает дополнения Петипа 1881 года, а несохранившаяся хореография создана с нуля в соответствующем стиле.