Педология


Педолóгия[1] (от греч. παιδί «дитя» + λόγος «наука») — направление в педагогике, ставившее своей целью объединить подходы различных наук (медицины, биологии, психологии и прочих) к методике развития ребёнка.

Термин устарел и в настоящее время имеет лишь историческое значение. Большая часть продуктивных научных результатов педологических исследований была ассимилирована психологией детского возраста (называемой иначе «возрастная психология» или «психология развития», developmental psychology).

Возникновение педологии было вызвано проникновением в психологию и педагогику эволюционных идей и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики. Первые работы педологического характера относятся к концу XIX — началу XX века: Г. С. Холл, Дж. Болдуин, Э. Мёйман, В. Прейер и другие. Термин «педология» был предложен в 1893 году американским исследователем Оскаром Крисменом (Oscar Chrisman).

Ещё с начала XX века в России идеи педологии восприняли и развивали В. М. Бехтерев, Г. И. Россолимо, А. П. Нечаев и другие, в то время как И. Павлов и его школа были настроены весьма критически. Тем не менее, истинный подъём педология как дисциплина и массовое движение в стране пережила при поддержке Советского правительства после революции 1917 года.

В СССР педология находилась на пике своего развития в 1920-е годы. В школах шло активное внедрение практик психологического тестирования и основанной на нём комплектации классов, организации школьного режима и тому подобное. По всей стране был создан ряд педологических институтов, под эгидой Российского психоаналитического общества был организован «Дом ребёнка» в Москве: в его работе принимали участие В. Шмидт, С. Н. Шпильрейн и другие.