Пейзажная живопись в изобразительном искусстве Ленинграда


Ленинградская пейзажная живопись — устоявшееся понятие, относящееся к живописи как к одному из видов изобразительного искусства Ленинграда 1917-1990 годов и охватывающее творчество нескольких поколений художников Ленинграда в жанре пейзажа. Одно из наиболее значительных явлений в российской советской пейзажной живописи XX века.

В 1920-е годы пейзаж в изобразительном искусстве Петрограда — Ленинграда развивался под влиянием перемен, вызванных революцией и социальным переустройством общества. Художники обращались к новым темам, к поискам новой художественной формы, опираясь на традиции и опыт русской и европейской пейзажной живописью второй половины XIX — начала XX века. В петербургском искусстве конца XIX — начала XX века развитие пейзажной живописи было связано с именами А. И. Куинджи, А. А. Рылова, Н. Н. Дубовского, А. А. Киселёва, Д. Н. Кардовского, К. И. Горбатова, К. Я. Крыжицкого, Н. К. Рериха, В. И. Зарубина, И. И. Бродского, Я. И. Бровара, А. П. Остроумовой-Лебедевой и рядом других. Первые пятеро из этого списка были академиками живописи и крупными педагогами, руководившими в разное время пейзажными мастерскими Академии художеств.

Первой тематической выставкой послереволюционного периода, открытой 8 декабря 1918 года в Петрограде, стала выставка «Русский пейзаж» при участии 109 художников, в том числе А. Н. Бенуа, Б. Д. Григорьева, Б. М. Кустодиева, А. Е. Карева, И. И. Бродского, А. А. Рылова, Н. И. Альтмана, К. С. Петрова-Водкина, З. Е. Серебряковой, А. Я. Головина, Г. С. Верейского, А. Е. Яковлева, С. Ю. Судейкина и других. Экспонировалось свыше 350 произведений[1].

А. А. Фёдоров-Давыдов ставит картину А. А. Рылова «В голубом просторе» (1918, ГТГ) в ряд произведений, «с которых принято обычно начинать историю советской живописи»[2]. Мир природы, переданный автором, откликался и на настроения, царившие в обществе, и на сугубо личные переживания человека. Оптимистический, жизнеутверждающий строй картины был характерен для представлений той части творческой интеллигенции, которая приветствовала революцию, и, подобно Рылову, с первых дней стала работать с новой властью. Революционная обстановка и ожидание перемен, подсказавшие автору замысел произведения, сами получили в нём яркое образное воплощение.

В дальнейшем творчеству А. А. Рылову также будет свойственно стремление к пейзажу-картине «большого стиля». Это было созвучно и исканиям молодых представителей ленинградского искусства 1920-х, в частности, «круговцев», не только в пейзаже, но и в жанре портрета и тематической картины. А. А. Фёдоров-Давыдов трактует картину Рылова как «героический исторический пейзаж, позволяющий автору свободно передать свои мечты, выразить широкие чувства и общие переживания»[3].