Пенсионная реформа


Пенсио́нная рефо́рма — совокупность организационных, правовых, экономических и политических мероприятий, связанных с изменением условий пенсионного обеспечения. В числе прочего, изменения могут касаться соотношения накопительной (отчисляемой и инвестируемой самим будущим пенсионером) и солидарной (за счёт страховых взносов трудоспособных граждан) составляющих в пенсионном обеспечении, а также размера пенсий и условий (возрастных, медицинских, социальных) её получения.

В постсоветской России пенсионная реформа происходила практически непрерывно и включала несколько стадий. В 2018 году правительством был принят закон, предусматривающий постепенное увеличение возраста выхода на пенсию по старости от 60 (55) лет до 65 (60 в особых случаях,при получении травм) лет для мужчин (женщин) соответственно.

Широкая международная дискуссия о пенсионной реформе стартовала в 1994 году после публикации доклада Всемирного банка «Предупреждение всемирного кризиса старения» (Averting the Old Age Crisis)[1]. В докладе отмечалось, что с учётом сложившейся тенденции увеличения продолжительности жизни пенсионеров большинство стран столкнутся с дефицитом пенсионной системы, построенной исключительно на принципах перераспределения средств между поколениями (солидарный принцип или Pay-As-You-Go).

Представители Всемирного банка в рамках реформирования национальных пенсионных систем предлагали введение обязательного накопительного элемента — накопительных пенсий. В течение ряда лет представители Всемирного банка (Worldbank Архивная копия от 22 сентября 2017 на Wayback Machine), Международной организации труда (МОТ — ILO Архивная копия от 25 июля 2008 на Wayback Machine), Международной организации социального обеспечения (ISSA Архивная копия от 12 марта 2022 на Wayback Machine) спорили о соотношении накопительных и перераспределительных элементов в системе пенсионного обеспечения. Достигнутый к настоящему времени политический консенсус предполагает, что универсального рецепта не существует и каждая страна должна выбрать собственную модель, соответствующую национальной специфике и уровню экономического развития.

Предполагается индивидуальный характер пенсионных накоплений. Размер пенсий зависит только от взносов и результатов их инвестирования. Развитые финансовые рынки демонстрируют устойчивый рост. Доходность от вложений в ценные бумаги превышает инфляцию и темпы роста заработной платы. С макроэкономической точки зрения — повышение доли «сбережений» в структуре ВВП создаёт устойчивые стимулы для роста экономики.

Риски: Экономика носит циклический характер. В условиях кризиса накопления могут обесцениваться за счёт переоценки рыночной стоимости ценных бумаг. Участники накопительной пенсионной системы беззащитны перед «рыночным риском» и инфляцией.