Пепеляев, Евгений Георгиевич


Евге́ний Гео́ргиевич Пепеля́ев (18 марта 1918, Бодайбо — 4 января 2013, Москва) — лётчик-истребитель, командир истребительного авиаполка, наиболее результативный ас войны в Корее, Герой Советского Союза (1952).

Пепеляев родился 18 марта 1918 года в городе Бодайбо Иркутской губернии. Окончил школу ФЗУ, первый курс Омского железнодорожного строительного техникума. В выборе пути первостепенным было влияние старшего брата — Константина, ставшего военным лётчиком, сражавшегося в составе 402-го ИАП и погибшего в воздушном бою над озером Ильмень в 1941 году. До войны, переехав в Одессу к брату, Евгений добился приёма в аэроклуб, после окончания которого поступил в Одесскую военную авиационную школу, которую окончил в 1938 году.

Служил на Дальнем Востоке (на территории села Бабстово Ленинского района Еврейской автономной области) в 300-м ИАП. Летал на самолётах И-16, ЛаГГ-3. В ноябре 1943 года был направлен на стажировку на фронт. В составе 162-го ИАП, действовавшего на Белорусском фронте, совершил 12 боевых вылетов на Як-7Б.

Летом 1945 года замкомандира 300-го ИАП капитан Пепеляев участвовал в прикрытии войск 2-го Дальневосточного фронта, действовавшего против японских вооружённых сил. Совершил здесь более 30 боевых вылетов на Як-9Т. Осенью 1945 года, после того как американские войска начали высаживаться в портах Жёлтого моря, Пепеляев будучи уже командиром 300-го ИАП был откомандирован в Северо-восточный Китай.

В декабре 1947 года окончил Высшие лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава и был назначен заместителем командира 196-го ИАП, части, лётчики которой одними из первых освоили реактивные самолёты: в 1949 — Ла-15, а весной 1950 — МиГ-15. Лётный талант Пепеляева был замечен, и его привлекают для участия в авиационных парадах. В паре с военным летчиком Валентином Лапшиным, первыми в стране, они продемонстрировали так называемый встречный пилотаж на МиГ-15 — один из самых рискованных и впечатляющих видов воздушного представления, когда сближающиеся с предельной скоростью самолёты расходятся в нескольких метрах.

В 1949 году он назначен командиром 196-го истребительного авиационного полка, а на следующий год полк был направлен в Китай для участия в Корейской войне. 196-й истребительный авиаполк наряду с 17-м ИАП был лучшим по итогам боевой деятельности, добился в ходе ведения воздушных боев выдающихся результатов, его летчики сбили 108 самолетов противника, потеряв при этом 10 истребителей МиГ-15 и 4-х летчиков.