Первая англо-голландская война


Первая англо-голландская война (англ. First Anglo-Dutch War; нидерл. Eerste Engels-Nederlandse Oorlog) — первая из англо-нидерландских войн XVII века, которая велась в период 1652—1654 годов. Боевые действия, начавшиеся вследствие неразрешимых торговых противоречий между бывшими союзными государствами, привели к вооружённому конфликту, итогом которого стало поражение Нидерландов и принятие ими кромвелевского Навигационного акта.

Война во многом способствовала становлению английского флота — именно в ходе неё были впервые разработаны и применены на практике постулаты линейной тактики, а также осознана важность отделения военного флота от торгового. В перспективе это обеспечило Англии превосходство на морях. Для Нидерландов поражение было больше унизительным, чем сокрушительным, и нерешённые противоречия в итоге повлекли за собой вторую и третью англо-голландские войны, в которых голландский военный флот представлял собой уже более существенную силу.

Причиной войны было нараставшее военно-морское и торговое соперничество двух государств. Нидерландские купцы торговали практически по всей Европе, что мешало торговле других государств. Торговый оборот Нидерландов превосходил оборот Англии в пять раз. Нидерландский рыбный промысел во столько же раз превосходил английский до 1636 года, когда Карл I изгнал нидерландскую рыболовную флотилию из трёх тысяч судов, занимавшуюся сельдяным промыслом у самого английского берега.

Всё это привело к принятию 9 октября 1651 года Кромвелем Навигационного акта, согласно которому торговля с Англией разрешалась только на английских судах или на судах государств, из которых этот товар вывозился, причём в последнем случае эти суда должны были идти прямо в Англию, без захода в какие-либо промежуточные порты. Командиры и по крайней мере три четверти команды должны были быть англичанами. Суда, не соблюдающие этого акта, подлежали конфискации. В таком же роде были постановления, касающиеся торговли с колониями и рыбного промысла.

Помимо этого англичане восстановили дерзкое требование прежних времён (эдикт короля Иоанна 1202 года), чтобы в английских водах все суда спускали свои флаги перед английским флагом. И кроме того, на основании навигационного акта английское правительство начало выдавать частным судам каперские свидетельства, чтобы получать удовлетворение за свои мнимые убытки. Английские каперы начали повсюду захватывать нидерландские суда, что, конечно, вызывало со стороны Нидерландов ответные меры, поскольку данные действия наносили громадный вред нидерландской торговле.