Первичное публичное предложение


Первичное публичное предложение, первичное публичное размещение, IPO ([ай-пи-о], также редко [ипо́]; от англ. Initial Public Offering) — первая публичная продажа акций акционерного общества, в том числе в форме продажи депозитарных расписок на акции, неограниченному кругу лиц[1]. Продажа акций может осуществляться как путём размещения дополнительного выпуска акций путём открытой подписки, так и путём публичной продажи акций существующего выпуска[2].

В процессе подготовки к IPO компания обычно становится публичной — существенно меняет отчётность в сторону открытости и прозрачности.

По процедуре первоначального публичного предложения акций (IPO) инвесторам могут быть предложены акции дополнительного и (или) основного выпусков[3]:

Следует отличать IPO от PO (англ. Public Offering) — публичное предложение акций компании на продажу широкому кругу лиц[3]. При этом подразумевается, что акции компании уже обращаются на бирже. В процессе проведения публичного предложения акций (PO) инвесторам могут быть предложены акции дополнительного или основного выпусков.

В российской практике под названием IPO иногда подразумеваются и размещения на вторичном рынке пакетов акций (например, публичная продажа пакетов акций действующих акционеров широкому или ограниченному кругу инвесторов).

Существует несколько основных целей проведения IPO, приоритет которых может отличаться в зависимости от конкретного случая: