Первый железнодорожный мост через Обь


Пе́рвый железнодоро́жный мост че́рез Обь — железнодорожный мост в месте пересечения главного хода Транссибирской магистрали с Обью. Построен в 1893—1897 годах по проекту Н. А. Белелюбского.

Решение строить мост именно в этом месте — в районе села Большое Кривощёково Кривощёковской волости Томского уезда — предопределило возникновение города Новосибирска.

Выбор места перехода Транссибирской магистрали через Обь оказался сложной задачей. Один из вариантов, предусматривающий строительство линии через Омск, Колывань и Томск, требовал сооружения моста в месте, где Обь широко разливалась каждую весну, поэтому впоследствии было принято решение провести путь южнее Колывани на 30 километров, а на Томск проложить отдельное ответвление[1].

Принято считать, что работа по определению нового участка перехода через Обь была выполнена Н. Г. Гариным-Михайловским (известным не только как железнодорожный инженер, но и как писатель), который предложил единственный достаточно узкий участок с выходом скал на поверхность. Однако на этот счёт есть и другие мнения. Николай Михайловский, будучи руководителем объединённой изыскательской партии, всего лишь поддержал предложение проводившего изыскания начальника отряда этой партии, польского инженера Викентия Ивановича Роецкого (Викентий-Игнаций Роецки), и как руководитель партии написал пояснительную записку к его материалам. Сам Николай Михайловский должен был возглавлять изыскания пути в Томск и наметить створ моста через реку Томь[2].

Викентий Роецки, помимо изысканий в районе Колывани, исследовал также другое место, несколько южнее — у села Кривощёково. В пояснительной записке Михайловского к проекту створа моста, разработанному Роецки для этого места, указывалось, что «мост получится на 360 саженей меньше, что одно составит экономию, считая по 8 тыс. руб. погон моста, до 3 мил. руб.»[3]. Впоследствии Николай Михайловский так объяснял своё решение[4]: