Перелёт Москва — Пекин — Токио


Перелёт Москва — Пекин — Токио — первый перелёт советских авиаторов через весь СССР с запада на восток, совершённый в 1925 году.

В документах того времени использовались различные названия этого перелёта: «Дальневосточный перелёт», «Перелёт Москва — Монголия — Китай» и «Перелёт Москва — Пекин».

Впервые планы воздушного перелёта через всю Россию с запада на восток рассматривались ещё весной 1914 года, когда в качестве воздушного средства предлагался дирижабль, основой для прокладки маршрута Москва — Владивосток была Сибирская магистраль, так как ориентировались в то время по наземным дорогам. Инициатором этой акции был бывший начальник Офицерской воздухоплавательной школы А. М. Кованько (при его участии был построен первый русский дирижабль[1]), под руководством которого был разработан подробный план. Но начавшаяся Первая мировая война не дала возможность реализации задуманного. К выполнению этого перелёта вернулись только в 1923 году, после окончания Гражданской войны, когда Совет по гражданской авиации при Главвоздухфлоте СССР[2] постановил приступить к разработке проекта перелёта Петроград — Москва — Владивосток.

Проект маршрута был разработан в обществе «Добролёт» под руководством русского летчика Х. Н. Славороссова. Для его выполнения была создана комиссия под председательством П. И. Баранова и его заместителя Р. А. Муклевича, в которую вошли представители Народного комиссариата иностранных дел, инспекции Гражданского воздушного флота, Общества друзей воздушного флота общества «Добролёт», газеты «Правда» и Госкино. Руководителем экспедиции был назначен Исаак Павлович Шмидт — начальник Политического Секретариата ВВС РККА.

Подготовка к перелёту официально началась 20 марта 1925 года. Из шести подготовленных отечественных самолётов Р-1 три должны были участвовать в перелёте, а три отправились поездом в Новониколаевск (ныне Новосибирск) и Иркутск как запасные. Первоначально старт перелёта был назначен на 15 июня, но был перенесён на 10 июня. 27 июня летчики добрались до Иркутска. 5 июля участников перелёта официально встречали в столице Монголии — Улан-Баторе. 8 июля утром самолёты вылетели в Уду (Внутренняя Монголия). 13 июля, спустя 33 дня после старта из Москвы, четыре самолёта прибыли в Пекин, где их ждала торжественная встреча.

Основная программа перелёта была выполнена. Но было решено продолжить перелёт, разделившись на две группы: первая отправлялась из Пекина в Шанхай, а вторая должна была из Мукдена через Сеул, Фузан и Осаку долететь до Токио (данное предложение поступило с японской стороны). В Токио добрались самолёты, пилотируемые М. М. Громовым и М. А. Волковойновым.