Песни странствующего подмастерья


Песни странствующего подмастерья (нем. Lieder eines fahrenden Gesellen) — вокальный цикл австрийского композитора Густава Малера, написанный на собственный текст в первой редакции, для голоса и фортепиано, в 1884—1885 годах. Новая версия, для голоса и оркестра, была создана Малером в 1892—1893 годах и впервые исполнена, под его управлением, в 1896 году.

В 1881 году в Вене Малер принял участие в Бетховенском конкурсе, но премию в шестьсот гульденов, которая могла бы поддержать его материально, жюри присудило другому[1]. В отличие от своего друга, Хуго Вольфа, который предпочёл остаться в Вене, голодать, но заниматься композицией, Малер, за спиной которого стояла большая семья, оставил композицию и стал искать себя на ином поприще — дирижёрском[2][1]. После двух лет скитаний по разным театрам в августе 1883 года он получил место второго дирижёра и хормейстера в Королевском театре Касселя и здесь вновь обратился к композиции[3]. Импульсом послужила несчастливая любовь к певице Йоханне Рихтер, ей и был посвящён песенный цикл[3][4].

В первоначальном замысле цикл состоял из шести песен, в окончательную редакцию вошли только четыре[4]. Стихи Малер сочинил сам, только для первой песни взял в качестве зачина начало стихотворения из сборника «Волшебный рог мальчика»[4][5].

Йоханна Рихтер, по-видимому, так и не узнала о посвящённом ей песенном цикле; во всяком случае, своему венскому другу Малер 1 января 1885 по поводу этих песен писал: «Она их не знает. Что они могут ей сказать, кроме того, о чём ей уже известно?»[6]

Вторая редакция, для голоса с оркестром, относится к 1892—1893 годам, и сама идея, вероятно, родилась в процессе работы над Первой симфонией, в которой Малер использовал тематический материал песен «Шёл я нынче утром через поле» (в первой части) и «Голубые глаза моего сокровища» (в третьей)[5][7].

16 марта 1896 года в Берлине Малер исполнил «Песни странствующего подмастерья», уже с оркестром, в авторском концерте — вместе с Первой симфонией и первой частью Второй; первым исполнителем цикла стал Антон Систерманс[8]. Автор текста в программе концерта указан не был, и по этому поводу Малер несколько дней спустя писал композитору и музыкальному критику Максу Маршальку: «Я не выдал себя в программе только для того, чтобы не дать враждебно настроенным лицам удобного повода пародировать наивный и простой характер стихов»[9]. Хотя одну любовь давно сменила другая, тема вокального цикла по-прежнему была близка Малеру, — будучи уже известным и признанным дирижёром, он называл себя в письме Маршальку «странствующим подмастерьем»[10].