Петербургская школа Карла Мая


Петербургская школа Карла Мая — учебное заведение Санкт-Петербурга, основанное в 1856 году Карлом Ивановичем Маем.

Изначально школа (тогда гимназия) размещалась во флигеле дома Ершова на 1-й линии Васильевского острова, в доме 56; в 1861 году она переехала на 10-ю линию, дом 13, а в 1910 году переехала на 14-ю линию Васильевского острова, дом 39, где специально для неё было построено четырёхэтажное здание по проекту архитектора Германа Гримма[1]. Проект был составлен в 1907 г. в характерном для этого времени стиле модерн, позднее автор его частично изменил. Здание строилось с 1909 г. и было закончено к осени 1910 года, 31 октября состоялось его торжественное открытие[2]. В 2001 г. здание школы Карла Мая было включено в список выявленных объектов культурного наследия России.

По инициативе нескольких немецких семейств, стремившихся дать детям среднее образование, носившее более прикладной характер, чем в казённых учебных заведениях того времени, в надворном флигеле дома № 56 по 1 линии Васильевского острова 22 сентября 1856 г. была открыта частная немецкая мужская школа. Её возглавил талантливый педагог-практик, последователь передовых педагогических взглядов Н. И. Пирогова и К. Д. Ушинского Карл Иванович Май (18201895), в своё время с отличием окончивший Главное немецкое училище Св. Петра (1838 г.) и историко-филологический факультет Императорского Санкт-Петербургского Университета (1845 г.).

В первые годы школа была начальной, а с 1861 г. получила официальное название «Реальное училище на степени гимназии», что отражало усиленную по сравнению с казёнными учебными заведениями прикладную направленность образования.

Основным девизом школы было изречение основоположника современной педагогики Яна Амоса Коменского «Сперва любить — потом учить»[3], в соответствии с которым был создан коллектив педагогов, состоящий только из людей, обладавших высокими нравственными и профессиональными качествами. Выпускник школы 1918 г. писатель Лев Успенский отмечал в воспоминаниях: «…у Мая нет и быть не может педагогов-мракобесов, учителей-черносотенцев, людей „в футлярах“, чиновников в вицмундирах. Преподаватели, поколение за поколением, подбирались у Мая по принципу своей научной и педагогической одарённости».