Петровские ворота Петропавловской крепости


Петро́вские воро́та — триумфальные ворота Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, находящиеся в Петровской куртине между Государевым и Меншиковым бастионами. Памятник петровского барокко, единственный сохранившийся образец триумфального сооружения в этом стиле[1].

Первые Петровские ворота с каменным основанием и деревянной верхней частью, с резным убранством были построены в 1708 году и полностью перестроены в камне в 1716—1717 годах — оба раза по проекту Доменико Трезини[1]. Они облицованы известняком и выделяются на фоне тёмных стен[2]. Изначально Д. Трезини создавал для них особенный проект, но в 1707 году он получил указ построить ворота «подобно Нарвским» (построенным в 1705 году на въезде в Нарвскую крепость)[3].

При перестройке в камне западный фасад ворот был закрыт в связи с расширением стен для устройства казематов; с него сняли скульптуру орла, а стоявшие в нишах статуи поставили перед восточным фасадом на специальных постаментах[4].

Высота ворот — около 16 метров, ширина почти равна высоте, длина арки — 20 метров, высота свода — около семи метров, ширина — более четырёх[2]. Ширина деревянного барельефа составляет 4.9 м, высота — 3.35 м[5].

Арка расчленена по горизонтали на два яруса сложным раскрепованным карнизом[2]. Её венчает мощный аттик с полукруглым лучковым фронтоном, по его сторонам расположены две спиральные волюты[2]. Аттик украшен деревянным резным панно «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром» скульптора Конрада Оснера (по одной версии, перенесено с ворот 1708 года[1][6], по другой — сделано специально для каменных ворот). Это панно символизирует победы России в Северной войне[1]: Симон отождествляется со шведским королём Карлом XII, апостол Пётр — c Петром I, при этом среди зрителей выделяется фигура, наделённая лицом Петра I, а действие происходит на фоне здания, напоминающего первый собор крепости. Барельефы на волютах изображают военные трофеи[7], они появились в 1730 году[8].

На фронтоне аттика выполнен горельеф с изображением благословляющего Саваофа[1], более объёмный по лепке, чем барельеф фронтона[2], и более совершенный по художественному исполнению[9].