Петров, Георгий Иванович


Гео́ргий Ива́нович Петро́в (18 [31] мая 1912 года, Пинега, Пинежский уезд, Архангельская губерния, Российская империя — 13 мая 1987 года, Москва) — советский учёный-механик, специалист в области гидроаэромеханики и газовой динамики. Академик АН СССР (с 1958; член-корреспондент с 1953), доктор технических наук (1950), лауреат Сталинской премии первой степени (1949) и Государственной премии СССР (1979). Герой Социалистического Труда (1961). Педагог высшей школы, профессор, заведующий кафедрой аэромеханики механико-математического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова (1955—1987). Организатор науки, первый директор Института космических исследований АН СССР (1965—1973).

Внёс фундаментальный вклад в теоретическую и прикладную аэродинамику и газовую динамику, один из создателей нового научного направления — космической газовой динамики.

Родился 18 (31) мая 1912 года в городе Пинега (ныне — посёлок в Архангельской области) в семье политических ссыльных. Отец, Иван Михайлович Петров, бывший студент Императорского Московского университета, был сослан за участие в студенческих волнениях в 1910 году, мать, Анастасия Даниловна, медсестра, за участие в организации побега заключённых из Новинской женской тюрьмы. После Февральской революции 1917 года семья переехала в Воронеж, оттуда — в Иваново-Вознесенск, где Георгий пошёл в школу, а с 16 лет начал работать на ткацкой фабрике, интерес к работе ткацких станков сохранил на всю жизнь[3].

В 1930 году поступил на физико-математический (с 1933 года — механико-математический) факультет Московского университета; в 1935 году окончил университет по кафедре аэромеханики под научным руководством В. В. Голубева и был принят на работу в Центральный аэрогидродинамический институт имени Н. Е. Жуковского (ЦАГИ), в котором до этого проходил производственную практику (там был инженером, старшим инженером, заместителем начальника лаборатории). Выполненные в ЦАГИ работы Г. И. Петрова (опубликованы в 1937—1940 гг.) стали классическими в теоретическом исследовании гидродинамической устойчивости.

Во время Великой Отечественной войны проводил важные исследования по совершенствованию аэродинамики самолётов, применение полученных результатов позволило увеличить скорость истребителей «Ла-5» и «Як-3»[4].

В 1944 году перешёл на работу в НИИ-1 (с 1965 — НИИ Тепловых процессов, НИИТП; ныне — Исследовательский центр имени М. В. Келдыша), где занимался разработкой реактивных авиационных двигателей и испытательных сверхзвуковых стендов[5].