Петрозаводск (станция)


Петрозаво́дск-Пассажи́рский (карел. Petroskoin raudatieazema, фин. Petroskoin rautatieasema) — железнодорожная станция Петрозаводского отделения Октябрьской железной дороги, находящаяся в городе Петрозаводске, столице Республики Карелия. К станции относятся вокзал и локомотивное депо.

Современный железнодорожный вокзал с семнадцатиметровым шпилем был открыт в марте 1955 года. Станция состоит из пяти путей. Имеются три пассажирских платформы: одна боковая и две островных. Выход на первую платформу осуществляется со второго этажа вокзала, а также по лестнице с привокзальной площади (площади Гагарина), на вторую — с первого этажа вокзала через пешеходный тоннель, на третью — через «северный переезд» с первой платформы. Отдельно стоящее здание кассового зала находится на первой платформе. Через станционные пути проходит пешеходный мост.

На станции установлен паровоз-памятник Эр−738-47 (построен в 1935 году), до 1987 года проработавший на Петрозаводском отделении, а в годы войны водивший поезда в блокадный Ленинград.

«Федеральной целевой программой развития Карелии до 2020 года» предусмотрена реконструкция вокзального комплекса — модернизация здания вокзала, билетно-багажного центра, первой платформы, пешеходного тоннеля и обустройство двух досмотровых павильонов. Реконструкцию, начавшуюся в 2018 году, планировалось завершить в третьем квартале 2019 года, объём финансирования проекта реконструкции — около 800 миллионов рублей[1]. Однако, все работы на объекте, сроки окончания которых неоднократно переносились[2][3], были завершены к концу 2020 года. В результаре реконструкции, при проведении которой особое внимание уделялось сохранению исторического облика вокзального комплекса, все функциональные зоны адаптированы для маломобильных пассажиров, вокзал оснащён оборудованием для слабослышащих посетителей, имеет специальные таблички и указатели для пассажиров с нарушениями зрения. Вместо демонтированного старого пешеходного моста 1959 года постройки установлен новый крытый мост со стеклянными фасадами и разделением на два независимых пассажиропотока, оборудованный пандусами и лифтами[4].

Памятник архитектуры. Построен в 1953-55 годах по проекту архитектора В. П. Ципулина в традициях позднего неоклассицизма. Даёт композиционное начало проспекту Ленина, являющемуся главной функциональной осью центра города, и доминирует в ансамбле площади Гагарина. Здание представляет собой целостную симметрично-осевую композицию (длина корпуса 82 м). Расположено под углом по отношению к путям станции.