Петсарат


Принц Петсарат Ратанавон[2] (лаос. ເຈົ້າເພັດຊະລາດ ລັດຕະນະວົງ; 19 января 1890, Луангпхабанг — 14 октября 1959, там же[3]) — лаосский политический деятель, член королевской семьи Лаоса. Он был лидером движения за независимость Лаоса в период французского господства, премьер-министром страны с 1942 по 1945 год в условиях фактической японско-тайской оккупации и с 1957 года до своей смерти первым и последним в истории упахатом[4] (вице-королём) Королевства Лаос.

Петсарат был вторым сыном принца Бун Конга[4], упахата королевства Луангпхабанг, которое до 1893 года считалось вассалом Сиама, а затем перешло под французский протекторат. Его родным братом был Суванна Фума, сводными братьями — Суваннаратх и Суфанувонг. Начальное образование он получил при дворе в Луангпхабанге, с 1904 года учился во французском лицее Шасселу-Лоба в Сайгоне. Будучи членом лаосской королевской семьи, он смог в 1905 году продолжить обучение во Франции, сначала в лицее Монтень, а затем в так называемой Колониальной школе, где готовили высших чиновников для французской колониальной службы[5]. Он также провёл год в Оксфорде[6].

После своего возвращения в Лаос в 1913 году он женился на принцессе Нинь Кхам Венне и первоначально работал переводчиком у своего отца, затем занимал различные должности в администрации французского Индокитая и протектората Лаос: в 1914 году стал клерком в канцелярии французского губернатора во Вьентьяне[7], два года спустя стал помощником секретаря губернатора; В 1919 году получил звание Сомдет Чао Ратсапхакинай, которым обладал и его отец, делавшее его одним из самых влиятельных людей в колонии, в том же стал «директором» Лаоса при французской администрации[6]; одновременно с этим до 1930 года состоял членом Верховного совета Индокитая и в 1932—1937 годах — членом Экономического совета. В 1923 году он был также начальником штаба по политическим и административным делам коренных народов Лаоса[6]. Эта должность позволила ему принимать на государственную службу как можно большее число лаосцев, с тем чтобы ограничить влияние вьетнамцев, занимавших в то время доминирующее положение в Индокитае. Он также способствовал развитию традиционной культуры и искусства, стремясь пробудить интерес к укреплению национальной идентичности лаосцев в пределах по крайней мере национальных элит[6]. Его крепкие позиции в колониальной администрации сделали его наиболее могущественным лаосцем своего времени, даже более влиятельным, чем король Сисаванг Вонг, которому французы оставили фактически лишь представительские функции. Не унаследовав после смерти своего отца титула упарата, он, тем не менее, обладал большим авторитетом и популярностью, получив прозвище «король Вьентьяна»[8].