Печерин, Владимир Сергеевич


Влади́мир Серге́евич Пече́рин (15 (27) июня 1807, село Дымерка (ныне — Великая Дымерка), Киевская губерния29 апреля 1885, Дублин, Соединённое королевство Великобритании и Ирландии) — русский поэт, мемуарист, религиозный мыслитель, профессор Московского университета, монах из католического монашеского ордена редемптористов, западник, один из первых русских диссидентов и невозвращенцев[3].

Родился в дворянской семье[4] 15 (27) июня 1807 года в селе Дымерка (ныне — Великая Дымерка), Киевской губернии (имеется также сообщение, что он происходил из Рязанской губернии[5]). Получил семейное воспитание под руководством гувернёра В. Кессмана, пропитанное идеями Ж. Ж. Руссо. Учился в Киевской гимназии (1822—1823), но оставил её, мечтая о получении глубоких познаний в университете. Переехав по вызову дяди в Санкт-Петербург (1825), некоторое время служил канцеляристом. В 1829 году смог поступить на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Занимаясь классической филологией под руководством академика Ф. Б. Грефе, считался столь подготовленным, что попечитель Санкт-Петербургского учебного округа К. М. Бороздин поручил ему разбирать греческую рукопись XII века. В 1831 году окончил университет со степенью кандидата. Получил место старшего учителя в 1-й петербургской гимназии, а также лектора латинского языка и помощника библиотекаря Петербургского университета, что позволяло ему не оставлять научных занятий. Избранная Печериным область специализации — греческая антология — совпадала с научными интересами академика Грефе, а также филолога-любителя, президента Академии Наук С. С. Уварова. Переводы Печерина с древнегреческого и статья о трагедии Софокла, опубликованные в петербургских журналах стали известны Уварову, который в 1833 году, уже как министр народного просвещения, принял решение о причислении Печерина к воспитанникам Профессорского института, вместе с которыми был командирован в Берлинский университет.

Печерин глубоко осознал значение Берлинского университета, как центра европейской науки того времени, в котором преподавание «основано на идеях и насквозь проникнуто идеями». Европейские впечатления (в частности, резко негативное отношение к русским как к «новым гуннам») окончательно утвердили его в мнении о России как «фокусе деспотизма», главном тормозе на пути всеобщего прогресса[6].

Вернувшись в Россию (в июне 1835), несмотря на дальнейшее покровительство министра С. С. Уварова и попечителя Московского университета С. Г. Строганова, горел желанием «убежать при первом благоприятном случае».