Пешка


Пе́шка[1] (Юникод: ♙♟) — это самая слабая шахматная фигура и основная единица измерения (равняется 1 пешке)♟️ шахматного материала: в пешечном эквиваленте измеряют «вес» фигур (лёгкая фигура — конь и слон по отдельности примерно эквивалентны трём пешкам, ладья — пяти, ферзь — девяти). Сама пешка равна 1 очку[1]. Пешка может превратиться во все фигуры, кроме короля.

По Ф. Филидору пешка — «душа шахматной партии», структура пешечного расположения определяет стратегический рисунок партии. В эндшпиле роль пешек значительно возрастает, особенно далеко продвинутых (близких к полю превращения). Буквенное обозначение — п. (в шахматной нотации обычно используется только при записи положения фигур на диаграмме, а в процессе партии опускается).

Из-за своей индивидуальной слабости в сравнении с другими фигурами, пешка в метафорическом смысле олицетворяет беспомощность, низкое положение в иерархии: например, «Он был всего лишь пешкой в моих руках».

Когда пешка достигает самой дальней горизонтали от своей исходной позиции, она должна быть заменена, по выбору игрока, на ферзя, ладью, слона или коня «своего» цвета, что является частью того же хода; эта замена пешки на другую фигуру называется «превращением». При этом не имеет значения, сколько таких фигур уже имеется на доске. В подавляющем большинстве случаев пешку превращают в ферзя как в наиболее сильную фигуру. В некоторых случаях, однако, пешку выгоднее превратить в другую фигуру («слабое превращение»). К таким ситуациям относятся:

Особый вид пешек — «Пешки-недотроги» — пешки, нападение на которые ведёт к цугцвангу нападающей стороны.

Ошибочно 1. Крb5? из-за 1… Kpa7, и чёрные выигрывают. На 1. Kpb4 ошибочно 1… Kpa7? из-за 2. Kpb5, и побеждают белые.


abcdefgh
8
g5 чёрная пешка
c4 чёрный круг
f4 чёрный крест
g4 чёрный круг
h4 чёрный крест
b3 чёрный крест
c3 чёрный круг
d3 чёрный крест
c2 белая пешка
8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Ход пешки
abcdefgh
8
f7 чёрная пешка
f6 чёрный крест
e5 белая пешка
f5 чёрный круг
8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Взятие на проходе
Позиция из учебника Ласкера
abcdefgh
8
d8 чёрный конь
g8 чёрный конь
h8 чёрная ладья
e7 белая пешка
f7 чёрный ферзь
g7 чёрная пешка
h7 чёрная пешка
c6 чёрный король
c2 белый слон
g2 белая пешка
h2 белая пешка
g1 белый король
8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Превращение в коня. Выигрывает только ход белых 1.exd8К+! благодаря «вилке» на c6 и f7.
abcdefgh
8
b6 чёрная пешка
e6 чёрный король
c5 чёрная пешка
d5 чёрная пешка
g4 белая пешка
d3 белая пешка
g3 белая пешка
c2 белый король
g2 белая пешка
8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Виды пешек
abcdefgh
8
a8 чёрный король
a6 белая пешка
b6 чёрная пешка
g6 чёрная пешка
g5 белая пешка
a4 белый король
8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
а6 и b6 — «пешки-недотроги»