Пизанский собор (1409)


Пизанский собор 1409 года — непризнанный вселенский собор католической церкви, на котором была предпринята попытка прекратить многолетний церковный раскол путём одновременного отречения пап Бенедикта XIII и Григория XII. Однако, вместо того, чтобы закончить раскол, собор избрал третьего папу — Александра V.

С 1378 года католическая церковь была расколота на сторонников авиньонского и римского пап. Ещё при начале раскола французский король Карл V советовал кардиналам, собравшимся в Ананьи и Фонди для смещения Урбана VI, собрать вселенский собор для воссоединения церкви; этот же совет он повторил и на смертном одре в 1380 году. Этот призыв был поддержан несколькими поместными соборами, городами Гент и Флоренция, университетами в Оксфорде и Париже, и наиболее известными теологами того времени, например, Генрихом фон Лангенштейном  (англ.)Epistola pacis», 1379, «Epistola concilii pacis», 1381), Конрадом фон Гельнхаузеном  (англ.)Epistola Concordiæ», 1380), Жаном ЖерсономSermo coram Anglicis»), и, в особенности, учителем последнего, Пьером д’Альи, архиепископом Камбре, который писал о самом себе: «A principio schismatis materiam concilii generalis primus … instanter prosequi non timui» («Apologia Concilii Pisani»).

Наконец, в 1408 году кардиналы католической церкви, раздражённые как малодушием и непотизмом римского папы Григория XII, так и упрямством и злонамеренностью авиньонского папы Бенедикта XIII, и ободрённые этими многочисленными мнениями, решили прибегнуть к последнему средству — созыву собора. Четыре члена авиньонской коллегии кардиналов отправились в Ливорно, где вели беседы с несколькими представителями римской коллегии, а вскоре к беседам присоединились и остальные члены коллегий. Собравшись вместе, кардиналы наполнились решимостью восстановить единство церкви и не приставать ни к одному из двух соперничающих пап. 2 и 5 июля 1408 года они обратились к князьям и прелатам с приглашением прибыть на вселенский собор в Пизе 25 марта 1409 года. Стремясь препятствовать их намерению, Бенедикт созвал собор в Перпиньяне, а Григорий — в Аквилее, но эти начинания не имели никакого успеха, поскольку всё своё внимание, волнение и надежды католический мир направлял на намеченный собор в Пизе. Университеты Парижа, Оксфорда, Кёльна, также как многие прелаты и большинство известных теологов открыто одобряли действия взбунтовавшихся кардиналов. Князья, напротив, разделились в своих мнениях, но большинство из них более не полагались на добрую волю соперничающих пап и были полны решимости действовать без них, вопреки им и, если понадобится, против них.