Пиктограмма (методика)


Мето́дика «Пиктогра́мма» — метод экспериментально-психологического исследования опосредованного запоминания и мышления.

Для экспериментально-психологического исследования метод пиктограмм был предложен в начале 1930-х годов. Целью методики было изучение опосредованного запоминания в рамках культурно-исторической теории психического развития человека (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия , А. Н. Леонтьев) об опосредованном характере психических актов человека[1]. Согласно этой концепции, высшие психические функции человека носят опосредованный характер, они развиваются исторически, с помощью выработанных в истории человеческого общества средств — орудий труда, знаков-символов. Высшим и универсальным орудием модифицирующим психические функции, является слово.

Г. В. Биренбаум впервые использовала метод пиктограмм для анализа мышления больных. Впоследствии (1960—1970-е годы) диапазон использования методики значительно расширился и сейчас она широко применяется в патопсихологии не столько для исследования памяти, сколько для исследования мышления. Применение пиктограмм именно в этом качестве считали целесообразным известные патопсихологи: Б. В. Зейгарник, С. Я. Рубинштейн и В. М. Блейхер. Также эта методика носит в некоторой степени проективный характер, поскольку стимулирует свободный выбор образа для запоминания[1].

Что касается авторства метода, то его приписывают А. Р. Лурии. Сам же Лурия (1964 г.) пишет, что метод пиктограмм был предложен Л. С. Выготским и разработан рядом его сотрудников. Вероятнее всего, Л. С. Выготскому принадлежала общая идея исследования опосредованного запоминания посредством выбора зрительного образа[2].

Методика заключается в том, что испытуемые должны запомнить слова и словосочетания. Для того чтобы лучше запомнить материал, он должен изобразить на бумаге что-либо такое, что могло бы ему помочь в дальнейшем воспроизвести слова, которые были предложены. Испытуемого нужно предупредить, что качество изображения в данном задании роли не играет,также роли не играет время выполнения задания. При этом испытуемому не разрешается делать записи в виде букв и цифр. [3]

С.Я. Рубинштейн пишет[4], что данная методика может быть использована для исследования больных с образованием не менее 7 классов.