Пименов, Юрий Иванович


Ю́рий (Георгий) Ива́нович Пи́менов (13 [26] ноября 1903, Москва — 6 сентября 1977, Москва) — советский, российский художник-живописец, график, сценограф, плакатист, педагог. Академик АХ СССР (1962; член-корреспондент 1954). Народный художник СССР (1970). Лауреат двух Сталинских премий второй степени (1947, 1950) и Ленинской премии (1967).

Родился 13 (26) ноября 1903 года в Москве в семье помощника присяжного поверенного Ивана Васильевича Пименова и Клавдии Михайловны Пименовой, происходившей из московского купеческого рода Бабаниных[2].

С 7 лет учился в 10-й Московской гимназии. В 1915 году по рекомендации гимназического учителя рисования Алфёрова его устроили в Замоскворецкую школу рисования и живописи; по свидетельству самого Пименова: «Учась в гимназии, я с двенадцати лет начал ходить в воскресную школу рисования и живописи. <…> Художником решил стать обязательно <…> Дома я рисовал пейзажи и срисовывал с открыток Серова, Сомова».

В 1920—1925 годах учился во ВХУТЕМАСе на живописном и полиграфическом факультетах у В. А. Фаворского и С. В. Малютина: «Я учился у Малютина, Шемякина, Фалилеева и очень благодарен им. Но большее вхутемасовское время я проучился у Фаворского и — может быть, без права — хочу считать себя его учеником…» С 1923 года работал в журналах: делал иллюстрации для журналов «Красная нива», «Прожектор»; затем — «Самолёт», «30 дней», «Советский экран» и других. Однако на первом месте в это время для него была станковая живопись; по окончании учёбы в 1925 году он стал одним из учредителей Общества станковистов (ОСТ). С январе 1931 года часть ОСТа образовала общество художников «Изобригада», в которую членом-учредителем и Пименов. Он был также членом АХРС. В 1928 году он посетил Италию и Германию.

В ранний период испытал большое влияние немецкого экспрессионизма, что во многом объясняет надрывно-драматическую остроту лучших его картин этих лет: «Инвалиды войны» (1926, Государственный Русский музей), «Даёшь тяжёлую индустрию!»[3] (1927); «Солдаты переходят на сторону революции» (1932; обе — в Третьяковской галерее).