Пирс (модуль МКС)


Стыковочный отсек-модуль «Пирс» (СО1) (индекс: 240ГК, заводской № 1) — бывший модуль российского сегмента Международной космической станции, входивший в состав на надирном порту служебного модуля «Звезда». Служил дополнительным портом для причаливания пилотируемых и грузовых кораблей типа «Союз» и «Прогресс» и выхода космонавтов и астронавтов в открытое космическое пространство из российского сегмента станции. Запущен 15 сентября 2001 года, начал свою работу в июне 2002 года[2].

26 июля 2021 был отстыкован и сведён с орбиты перед подключением модуля «Наука», чтобы освободить место для него[1][3]; это был первый в истории космонавтики свод с орбиты отдельного модуля станции.

«Пирс» должен был стать прототипом малого модуля из двух отсеков[4] для выполнения работы в открытом космосе в рамках совместной программы «Роскосмос» и НАСА в области исследования и освоения дальнего космоса Deep Space Gateway — лунной орбитальной станции[5], однако в январе 2021 года «Роскосмос» заявил о выходе из проекта[6].

Изготовление СО1 «Пирс» началось в РКК «Энергия» в 1998 году. В апреле 1999 года журналистам продемонстрировали готовый корпус лётного СО1. В конце 2000 года сборка отсека была завершена. В январе 2001 года в РКК «Энергия» начались заключительные испытания корабля-модуля «Прогресс М-СО1»; они завершились в конце июня 2001 года и 16 июля отсек, получивший к тому времени наименование «Пирс», был доставлен из РКК «Энергия» на космодром «Байконур».

На Байконуре СО1 «Пирс» поместили в монтажно-испытательный корпус (МИК) 254, где проходят предстартовую подготовку все модули и корабли для МКС. Там прошли заключительные операции с СО1. На нём установили все системы, агрегаты и блоки. 16 августа ГКМ был помещён в вакуумную камеру корпуса 254 для проверки на герметичность. Затем прошли комплексные электрические испытания. В их ходе было обнаружено 9 замечаний к элементам корабля и 31 к сборкам. Все они были закрыты. Единственным замечанием, которое высказало НАСА, был повышенный уровень шума внутри отсека: вместо положенных по требованию SSP 50094 60 дБ, уровень непрерывного акустического шума в модуле «Пирс» составлял около 70 дБ (хотя, кроме трёх вентиляторов, внутри отсека шуметь вроде бы нечему). Группа по акустике НАСА, тем не менее, решила, что условия по шуму приемлемые, однако экипажу разрешено непрерывно находиться в отсеке не более двух часов.

После заправки корабля-модуля компонентами топлива он был перевезён в МИК на второй площадке Байконура, где прошла стыковка «Прогресса М-СО1» с РН «Союз-У» № 677. Утром 13 сентября 2001 года РН «Союз-У» — «Прогресс М-СО1» вывезли на стартовый комплекс первой площадки и установили на пусковую установку.