Письма об эстетическом воспитании человека


«Письма об эстетическом воспитании человека» (нем. Über die ästhetische Erziehung des Menschen in einer Reihe von Briefen) — программное сочинение Фридриха Шиллера, в котором отражены наиболее важные философско-эстетические идеи мыслителя. По словам самого Ф. Шиллера, в своей работе он строит «здание эстетического искусства и еще более трудного искусства жить»[1], обосновывая переход человека от физического к эстетическому, а затем к разумному состоянию.

Буквально вслед за «Критикой способности суждения», опубликованной И. Кантом в 1790 году, в 1795 году в свет выходят «Письма об эстетическом воспитании человека», работу над которыми Ф. Шиллер начал еще в 1793 году. В своей эстетической концепции Ф. Шиллер использует и творчески развивает основные этические и эстетические идеи своего современника — И. Канта[2].

В «Письмах» Ф. Шиллер выделяет три вида побуждений, свойственных человеку: чувственное побуждение, побуждение к форме и побуждение к игре.

Чувственное побуждение исходит из физического бытия человека. В его основании — пассивное восприятие реальности человеком, от содержания которой он себя не отделяет. Оно помещает человека, выступающего в качестве количественной единицы, в границы времени. В состоянии чувственного побуждения человек несвободен: он целиком подчиняется природной необходимости и не может оказывать обратного воздействия на природу. Такое состояние характеризуется привязанностью человека к чувственному миру, невозможностью вырваться за границы наличного бытия. Предметом чувственного побуждения выступает жизнь, то есть действительное материальное бытие. Существование и интересы человека обуславливаются его чувственной природой. Интерес его чувств направлен на овладение тем или иным чувственным объектом.

Побуждение к форме приводит хаос воспринятого человеком чувственного содержания в порядок. Оно исходит из разумной природы человека. Его главная задача — освободить человека от природной определенности и сохранить его абсолютную и неделимую личность, отделив и возвысив ее от постоянно изменяющегося чувственного содержания сознания как от чего-то пребывающего. Оно подразумевает уничтожение времени, выход за его границы. Предметом побуждения выступает понятие. Движимый этим побуждением, человек становится идейной единицей. Побуждение к форме дает человеку не изменяющиеся во времени всеобщие и необходимые законы для познания и действия: «оно требует истины и права»[1]. Руководствуясь законами разума и принципом свободы, оно стремится самостоятельно создать объект.