Плавильный котёл


«Плавильный котёл» (англ. melting pot) — это модель этнического развития, пропагандируемая в американской культуре в XX веке.

В соответствии с данной моделью (парадигмой), создание североамериканской национальной идентичности должно было идти по формуле «сплавления», «смешивания» всех народов и народностей, при этом предполагалось, как их культурное, так и биологическое смешение. Созданная теоретическая концепция имела апологетический характер в том смысле, что она отрицала наличие каких бы то ни было конфликтов в обществе — социальных или этнических. По словам американского исследователя А. Манна, «сама фраза „плавильный котёл“ стала национальным символом этого столетия».[1]

Сам термин возник из названия пьесы британского журналиста и драматурга И. Зангуилла, который часто приезжал в США и знал жизнь этой страны. Суть пьесы «Плавильный котёл» (премьера состоялась в 1908 году) заключалась в том, что в Соединённых Штатах Америки происходило слияние различных народов и народностей и их национальных культур, в результате формировалась единая американская нация. Главный герой пьесы — молодой иммигрант из Российской империи Давид Квиксано, глядя с корабля, прибывшего в порт Нью-Йорк, воскликнул: «Америка — это созданный Богом величайший плавильный котёл, в котором сплавляются все народы Европы… Немцы и французы, ирландцы и англичане, евреи и русские — все в этот тигель. Так Господь создаёт нацию американцев».

До появления термина «плавильный котёл» явление смешения народов из разных стран в одну общую культуру имело место в литературе ещё в XVIII в. Описание американского народа как единой нации прослеживается у поэтов, публицистов и писателей. Например, в своей брошюре «Здравый смысл» (1776) Томас Пейн, англо-американский писатель и философ, описывая американцев, отмечал[2]: