Плавниковый стиль


Плавниковый стиль, также «аэростиль», «детройтское барокко» и другое — общее условное название течений в автомобильном дизайне, существовавших на рубеже пятидесятых и шестидесятых годов XX века. Этот стиль относительно широко использовался со второй половины пятидесятых до середины шестидесятых годов, хотя отдельные примеры использования похожей стилистики можно отметить и за пределами этих временных рамок, причём как раньше, так и позже указанного периода.

Изначально плавниковый стиль был характерен для продукции североамериканских производителей автомобилей, но впоследствии распространился повсеместно, и в других частях света просуществовал намного дольше, чем в самой Северной Америке, причём приняв весьма отличные от исходных формы.

Главным элементом плавникового стиля были непосредственно хвостовые плавники (англ. tailfins) — парный декоративный элемент задней части автомобиля, представляющий собой самые различные варианты стилизованного стабилизатора или киля. Прочие элементы стиля с течением времени претерпевали значительные изменения.

Многие рекордно-гоночные автомобили тридцатых годов имели одиночные или парные хвостовые кили, подобные самолётным, которые играли сугубо функциональную роль — служили для повышения курсовой устойчивости и уменьшения действия бокового ветра.

Чешские автомобили марки Tatra выпуска 1930-х годов — модели Т77 и Т87 — имели один плавник на крыше, служивший также аэродинамическим килем, повышающим курсовую устойчивость автомобиля на большой скорости.

На протяжении всех 1930-х годов форма кузова легкового автомобиля развивалась в направлении уменьшения количества визуальных объёмов и их постепенного слияния друг с другом. В наибольшей степени данная тенденция проявилась на американских автомобилях 1941 и 1942 модельных годов, у которых исчезла как самостоятельный элемент формы посадочная подножка, а передние крылья стали сливаться с боковиной кузова. У наиболее передовых моделей, вроде некоторых серий «Бьюиков» 1942 года, передние и задние крылья представляли собой единый выступающий из боковины кузова объём, хотя и разделённый визуально на две части с целью улучшения пропорционирования.