Плавучая база подводных лодок


Плавучая база подводных лодок — класс рейдовых судов обеспечения, предназначенный для обслуживания подводных лодок в местах базирования и для пополнения их запасов.

Подобный класс находил наибольшее применение до полномасштабного развития атомного подводного флота. Плавбазы применялись не только для пополнения запасов продовольствия, топлива, боекомплекта, но и для обслуживания самой подлодки без возвращения в постоянную базу. Плавбазы предоставляют в первую очередь те виды обеспечения, для которых сами обеспечиваемые корабли недостаточно приспособлены. Основными удобствами плавбазы является большое количество кают для проживания подводников, не имеющих достаточных удобств на своих кораблях, а также развитая техническая база, со складом запчастей, запасом топлива и оборудованными мастерскими.

При освоении новых морских театров плавбазы могли заменять подводникам и пирс, и гостиницу, и ремонтную мастерскую, и дом отдыха, и даже корабль-цель для отработки торпедных атак[2]. Часто на плавбазах проживали не только сами подводники, но и их семьи.

В королевском ВМФ такой тип кораблей назывался «корабль-депо» (англ. Submarine depot ship). Примеры: HMS Medway и HMS Maidstone

Во время Второй мировой войны, несмотря на огромное количество подводных лодок, Германия не строила специализированные плавбазы подводных лодок. В портах базирование обеспечивалось развитой системой береговых сооружений, а снабжение в море осуществлялось специализированными подлодками-танкерами проекта XIV, а также переоборудованными судами снабжения или даже боевыми кораблями, вплоть до вспомогательных крейсеров. Один из них, «Атлантис», ускользал от обнаружения до тех пор, пока ему не поступил приказ передать часть топлива и припасов на подлодку U-126.

Некоторые виды обеспечения в базах предоставляли переоборудованные гражданские суда. Так, «Вильгельм Густлофф» играл роль плавказармы.