Планёр


Планёр или пла́нер[1] (фр. planeur, от лат. planus[2] — «плоский») — безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха, который поддерживает полёт за счёт аэродинамической подъёмной силы, создаваемой на крыле набегающим потоком воздуха. Для взлёта планёру необходимо придать поступательное движение, используя внешние источники энергии в виде аэродромной стартовой лебёдки или какого-либо движущегося транспортного средства типа автомобиля, мотоцикла, самолёта-буксировщика. Также имеется класс планёров с собственным разгонным двигателем — мотопланёр.

Специалисты в области авиации однако чётко различают термины «планер» и «планёр»[источник не указан 53 дня]:

Некоторые представления о общих принципах аэродинамики были известны ещё в Древнем Египте - в 1898 году была обнаружена деревянная фигурка из древесины Ficus Sicomorus (изначально принятая за стилизованную статуэтку птицы, но после детального исследования в начале 1970х годов каирский учёный Халил Мессих установил, что изделие представляет собой модель планера, поверхность которого была обтекаемой для снижения сопротивления воздуха, а вертикальная деталь в тыльной части корпуса которой выполняла функции руля - в ходе испытаний точная копия изделия обеспечивала возможность продолжительного планирования)[3].

Британский изобретатель сэр Джордж Кейли в 1809—1810 гг опубликовал в журнале Nicolson’s Journal of Natural Philosophy первую в мире научную работу об основах теории планирующего полёта.

Французский изобретатель Альфонс Пено впервые в мире разработал теорию устойчивого полёта аэроплана, которая была признана в Академии наук Франции в 1873 году.

На рубеже XIX—XX веков самым известным создателем планёров был Отто Лилиенталь. Этот талантливый учёный 20 лет своей жизни занимался теорией полёта, математическими расчётами, моделированием полёта и постройкой летающих моделей, а затем 4 года летал на планёрах собственной конструкции, выполнив более 2000 полётов. Для получения начальной поступательной скорости Лилиенталь использовал разбег ногами по земле со склона холма. Управлял он аппаратом, смещая центр тяжести конструкции путем перемещения своего туловища и ног в нужном направлении.