Платформенная экономика


Платформенная экономика (англ. platform economy) — экономическая деятельность, основанная на платформах, под которыми понимаются онлайн системы, предоставляющие комплексные типовые решения для взаимодействия между пользователями, включая коммерческие транзакции[1]. Примеры транзакционных платформ: Alibaba, Amazon, Uber, Airbnb, Baidu и др. Помимо этого, выделяют «инновационные платформы», обеспечивающие технологическую среду, которой могут воспользоваться многие независимые разработчики (например, платформа Windows, Android, Salesforce). Как правило, платформы обеспечивают возможность использовать специфические решения, связанные с ними сервисы, рекламную поддержку и т.п. без необходимости самостоятельной разработки или приобретения соответствующих патентов.

Понятие «платформы» в экономических работах появилось в 1990-х годах. Первой научной публикацией, которая рассматривала платформенную бизнес-модель была статья Jean-Charles Rochet и Jean Tirole Platform Competition in Two-Sided Markets[2]. Первая научная конференция по платформенной экономике состоялась в Лондоне в 2008 году[3].

Изначально понятие «платформа» относилось главным образом к онлайн-сервисам, объединявшим поставщиков услуг с клиентами, таким как Uber, Airbnb и др., но впоследствии получило более широкий смысл[4]. Профессор Carliss Y. Baldwin и доктор C. Jason Woodard считают, что абстрактная архитектура всех платформ одинакова: система состоит из набора базовых компонентов с низким разнообразием и набором периферийных компонентов с высоким разнообразием[5].

Высокая доля технологии в стоимости товара по отношению к другим составляющим, к примеру, сырье, энергия, транспорт. Основная цель платформ — распространение технологий. Снижение связанных с этим издержек — драйвер развития платформенных решений.

Высокий уровень конкуренции заставляет компании снижать показатель time to market — время вывода нового продукта на рынок. Высокая стоимость временного ресурса. Платформа обеспечивает возможность быстрого вывода на рынок новых продуктов и услуг, достичь высокой адаптивности к нуждам клиентов.

Сетевой эффект двустороннего рынка, который возникает в ситуации, когда две группы пользователей (обычно создатели продукта и потребители) создают добавленную стоимость друг для друга, получая взаимовыгодные преимущества. Высокое развитие сетей дает возможность вовлечь большое количество разных рыночных игроков (пользователи, производители, сервисы и пр.), тем самым умножая возможности создания ценности.