Лавр Кузьми́ч Пла́хов, Плохов[3] (1810—1881) — русский живописец, литограф и фотограф, один из наиболее талантливых и видных представителей венециановской школы[4]; жанрист, мастер художественной фотографии.
По окончании уездного училища в Феодосии переехал в Санкт-Петербург, где работал по договору (заключённому на шесть лет) у литографа Карла Беггрова.[5]
С 1829 года учился в Петербурге у Алексея Венецианова, который ради его обучения добился расторжения договора с Беггровым. В 1832 году Л. Плахов был зачислен посторонним учеником Академии в пейзажный класс Воробьёва.
В 1836—1842 гг. учился в Берлине и Дюссельдорфе, где работал под наблюдением Эдуарда Писториуса и Адольфа Шрёдтера.
По возвращении в Россию увлёкся фотографией, бросил рисовать и около 1849 года отправился по России, зарабатывая фотографией на жизнь.[5][6]
К его лучшим произведениям можно отнести картины: «Пирушка водовозов» (1833; ГМИИ РТ, Казань)[6], «Кучерская в Академии художеств», (1834), «Столярная мастерская» (1845, Третьяковская галерея, Москва), «Кузница» (1845, Русский музей).