Плетнёв, Пётр Александрович


Пётр Алекса́ндрович Плетнёв (01 [12] сентября 1792, Теблеши, Бежецкий уезд, Тверская губернияРоссийская империя — 29 декабря 1865 [10 января 1866], Париж, Вторая Французская империя) — русский литературный критик, поэт и журналист. Друг А. С. Пушкина, его главный помощник в журнале «Современник» (с 1836), позднее — единственный редактор-издатель последнего (1838—1846). Профессор словесности (1832—1849) и ректор (1840—1861) Императорского Санкт-Петербургского университета, действительный член Петербургской академии наук (с 1841).

Происходил из семьи духовного звания. Родился 10 (21) августа 1792 года, по его собственному свидетельству — в Твери; по показанию же его биографов — в Теблеши, в Бежецком уезде Тверской губернии[3].

Образование получил в тверской семинарии (1811) и в Главном Педагогическом институте (1814). Работал учителем словесности в женских институтах, кадетских корпусах и в Санкт-Петербургском Благородном пансионе. По рекомендации В. А. Жуковского, с 1828 года Плетнёв преподавал литературу особам царского дома — цесаревичу Александру Николаевичу и великим княжнам[4]. В 1832 году занял кафедру русской словесности в Санкт-Петербургском университете, в котором с 1840 до 1861 года состоял ректором.

Плетнёв принадлежал также к составу второго отделения Академии наук, преобразованного из Академии Российской в 1841 году. Очень рано Плетнёв близко сошёлся с А. С. Пушкиным и другими корифеями пушкинского кружка. Характера крайне мягкого, деликатного и услужливого, Плетнёв был верным и заботливым другом, к которому обращались и Жуковский, и Пушкин, и Гоголь; всем им Плетнёв служил и делом, и советом; мнением его они очень дорожили.

Выступив на литературное поприще стихотворениями, которые в 1820-х годах появлялись в «Соревнователе просвещения и благотворения», «Трудах Вольного общества любителей российской словесности», «Северных цветах» и других журналах и альманахах и которые при гладкости стиха местами не лишены изящества и поэтического огонька, Плетнёв вскоре перешёл к литературной критике, став выразителем теоретических воззрений пушкинского кружка.

Уже в первой своей критической статье, посвященной стихотворениям Милонова («Соревнователь», 1822), Плетнёв доказывал, что поэтом надо родиться, а нельзя сделаться, но врождённый талант должен потратить массу труда чисто технического, чтобы вполне овладеть формой и придать ей гармонию, изящество, красоту.