Плеяда художников 1920—1930-х годов


Плеяда советских художников («Плеяда художников»)[1] — широкая творческая группа молодых художников, выпускников художественных школ 1920-х годов, преимущественно лирико-романтической ориентации, работавшая между периодами авангарда и тоталитарного искусства. Каждое десятилетие начала XX века выдвигало новые творческие задачи, а вместе с ними и новую плеяду художников. Советские художники 1920—1930-х годов объединялись искусствоведами и историками искусства[2] по образованию у учителей эпохи авангарда, совместному участию в выставках того периода и тематических коллекциях[3][4]. Объединение художников по этому принципу используется в тематических выставках и экспозициях музеев[5][6]

Термин «Плеяда» был предложен в 1980-х годах историком и искусствоведом О. О. Ройтенберг (1923—2001)[7]. Она впервые предложила более подробную периодизацию довоенного советского изобразительного искусства, культуры и общества:

Синонимами этого термина раньше были: художники первых пятилеток (по названию одноимённой выставки), довоенные художники, первый советский андеграунд, третий путь, тихое искусство, неполярное искусство, советский модернизм.

Первым на художников «Плеяды» обратил внимание директор Музея искусств в Нукусе («среднеазиатский Третьяков») И. В. Савицкий. Это породило внимание к «неизвестной» странице истории живописи со стороны других музеев.

На Московской выставке «Художники первой пятилетки» («Однодневная выставка» в МДХ, 31 октября 1977 года) было показано 210 работ художников «Плеяды»[8]. Более трети картин приобрела Государственная Третьяковская галерея. Это обстоятельство помогло сделать последующие выставки.

О. О. Ройтенберг так определяла термин в книге «Неужели кто-то вспомнил, что мы были…» (2008, С. 24):