Пловец (горельеф)


«Море житейское» (другие названия: «Волна», «Пловец») — горельеф скульптора А. С. Голубкиной в стиле модерн над правым входом в здание Московского Художественного театра в Камергерском переулке.

До XIX века переулок именовался Егорьевским и Спасским, а позднее в XIX веке, носил названия: Старогазетный, Газетный, Кузнецкий, Камергерский. Последнее название, давно бытовавшее среди москвичей (по дворам, принадлежавшим камергерам С. М. Голицыну и В. И. Стрешневу), было узаконено в документах городской управы в 1886 году.

Горельеф «Море житейское» сейчас располагается над правым входом в здание Московского Художественного театра. Само здание было перестроено в 1902 году по заказу К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко на средства известного мецената и владельца текстильной фабрики С. Т. Морозова. Архитектором сооружения стал Ф. О. Шехтель, который часто сотрудничал с различными мастерами изобразительного искусства. Для работы над зданием МХТ он привлек Анну Семеновну Голубкину, русского скульптора рубежа XIX—XX веков.

Анна Голубкина была одной из учениц Огюста Родена и вернулась в Россию как раз после своего обучения, за год до начала работы над Московским Художественным театром. В период с 1901 по 1903 по заказу Саввы Морозова и с одобрения Станиславского она работает над горельефом «Море житейское». Эта работа стала первым крупным заказом молодого скульптора.

У скульптуры существует несколько названий. Сегодня она больше известна как «Волна» или «Пловец». В названии этой статьи используется авторское название — «Море житейское».

Каждое название фокусируется на одном из аспектов работы А. С. Голубкиной. «Море житейское», являясь авторским названием, может показать нам изначальный замысел композиции — облекает в метафорическую форму творческий принцип театра Станиславского и Немировича-Данченко. Перед зрителем раскрывается картина жизни как стихии, которая сама по себе является источником искусства[1].Можно предположить, что авторское название и основной мотив скульптурной композиции были взяты из старообрядческого фольклора, где «море житейское» является символом мирской суетности[2]. У Саввы Морозова в роду были старообрядцы. Анна Голубкина же лишь косвенно была связана с этой средой[3].