Плоский мир


«Плоский мир» (англ. Discworld — букв. «Мир-диск») — серия книг Терри Пратчетта, написанных в жанре юмористического фэнтези. Серия содержит более 40 книг и ориентирована преимущественно на взрослых, хотя четыре книги были выпущены на рынок как книги для детей или подростков[1]. Первые книги серии являются пародиями на общепринятое в жанре фэнтези, но в более поздних книгах писатель рассматривает проблемы реального мира[1]. Благодаря «Плоскому миру» Пратчетт является одним из наиболее популярных авторов Великобритании.

Пратчетт начал с пародирования общепринятого в жанре фэнтези, но постепенно перешёл на всестороннюю критику современного мира[1]. В своём фантастическом, сюрреалистичном мире он с юмором исследует вопросы реального мира[1]. Фэнтези Пратчетта отличается его фирменным остроумием, основанном на интертекстуальности и методах метапрозы[1]. Также в его книгах используется «скрытная философия» (англ. stealth philosophy), то есть философские идеи, тонко скрытые в тексте[1].

Серия «Плоский мир», которую сам Пратчетт называл «миром и зеркалом миров», значительно изменилась со своих первых книг в 1983 году. Начальные книги действительно содержали немало пародии на фэнтези и были ориентированы на фанатов фэнтези: например, первая книга, «Цвет волшебства», содержит отсылки к героическому дуэту Фафхрда и Серого Мышелова Фрица Лейбера (у Пратчетта — Бравд и Хорёк) и их городу Ланкмару (Анк-Морпорк), к полным щупалец ужасам Говарда Лавкрафта (бог Бел-Шамгарот), к не вполне реалистичным драконам Энн Маккефри (у Пратчетта они являются магическими проекциями психики и зависят от веры в них)[2]. Однако уже в начальных книгах серии встречаются отсылки к реальному миру: так, вторая книга, «Безумная звезда», весьма характерными описаниями магического загрязнения и трудностей утилизации излучающих магию книг заклинаний намекает на проблему реальных радиоактивных отходов (Пратчетт работал в службе по связям с общественностью британской ядерной индустрии[en]), а восьмая, «Стража! Стража!», в сценах с vox-pop доверчивостью людей отсылает к аналогичной ситуации с НЛО[2].

Пратчетта называли самым популярным автором Великобритании, у него большое сообщество поклонников как среди взрослых читателей, так и среди детей[1]. Критики в основном считают, что романы Пратчетта подходят для разной возрастной категории, но некоторые отмечали, что позиционирование его романов как детских помешало бы достичь популярности среди взрослой аудитории — той, которой наиболее интересен юмор Пратчетта[3]. Книги серии «Плоский мир», позиционируемые как взрослые и как детские, отличаются слабо и на практике имеют схожую читательскую аудиторию[3]. Сам Пратчетт не проводил различий между написанием детских и взрослых романов, серия «Плоский мир» не была направлена на детскую аудиторию, хотя несколько детских романов позволили ему достичь новых горизонтов[3].