Пляжный футбол


Пляжный футбол (англ. beach soccer) — вид спорта, основанный на правилах игры в традиционный футбол, но разыгрываемый на песчаных пляжах. В 1994 году была создана Всемирная организация пляжного футбола, которая занимается управлением и популяризацией игры. Первый чемпионат мира по пляжному футболу был проведён в 1995 году в Бразилии. С 2005 году чемпионат мира проводится по эгидой ФИФА.

По состоянию на 2023 году в мировом рейтинге пляжного футбола участвуют 103 мужских и 21 женская национальные сборные, а также 218 мужских и 61 женский клуб[1].

Впервые пляжный футбол появляется в 1920-е годы на песчаных пляжах бразильского Рио-де-Жанейро. Его появлению способствовали благоприятные погодные условия, множество пляжей, рост пляжного туризма и популярность уличного футбола[2][3]. В 1957 году там состоялся первый футбольный турнир на песке[4]. Пляжный футбол в это время не имел унифицированных правил, а энтузиасты играли в него по правилам обычного футбола[5].

В 1992 год в Лос-Анджелесе правила утвердила группа во главе с Джанкарло Синьорини[5]. Тогда же прошло пробное соревнование, которое организовали на пляже Уилл Роджерс Бич в Калифорнии. Для поддержки нового вида спорта Синьорини создал Beach Soccer Company (позднее — Beach Soccer Worldwide), которая в июле 1993 года в Майами-Бич провело мероприятие по пляжному футболу, вошедшее в историю как первый профессиональный турнир в этом виде спорта[6].

Перспективу в появившемся пляжном футболе увидело маркетинговое агентство Koch Tavares, которое совместно с Beach Soccer Company, решило провести в Рио-де-Жанейро первый розыгрыш чемпионата мира по пляжному футболу[5]. Участниками турнира стало 8 сборных, а победителем стала сборная Бразилия, обыгравшая в финале американцев со счётом 8:1.

Популяризации пляжного футбола способствовало участие звёзд мирового футбола, таких как Зико, Жуниор, Ромарио, Алессандро Альтобелли, Эрик Кантона и Хулио Салинас, которые зачастую завершали спортивную карьеру именно в этом виде спорта[3][5]. Присутствие на поле таких футболистов подогревал интерес к чемпионату мира, благодаря чему в 1999 году турнир был расширен до 12 команд, а спонсорами соревнований стали компании Mastercard, McDonald’s и Coca-Cola[5].