Погасшие огни


Погасшие огни (нем. Feuersnot) — одноактная комическая опера Рихарда Штрауса на либретто Э. фон Вольцогена, по мотивам одноимённой фламандской сказки. Авторский подзаголовок — «поэма для пения» (нем. Singgedicht). Премьера состоялась в Дрезденской опере 21 ноября 1901 года.

Либреттистом для оперы был Эрнст фон Вольцоген, который в 1901 году основал Überbrettl (нем. «Сверх-кабаре»), место ставшее началом немецкого кабаре-движения, которое впоследствии расцвело в Веймарской республике.

Стиль оперы соответствовал стремлению Штрауса к чему-то непочтительному и циничному, с большим количеством слов (включая имена Вагнера и Штрауса) и детским хором, поющим «строфы якобы народной песни на широком диалекте».[1]

Ажиотаж вокруг оперы был связан с достаточно вызывающими действиями и фразами, содержащимися в ней. В то время сексуальные и эротические подтексты вызывали тревогу у зрителей, а также у более консервативных музыкантов. Многие давили на композитора, пытаясь урезонить его, но Штраус и дирижёр премьеры в Дрездене, Эрнст фон Шух, придерживались своего исходного видения.[2]

Премьера в Дрезденской опере, состоявшаяся 21 ноября 1901 года, имела большой успех: Густав и Альма Малер были рядом, и она вспоминает в своем дневнике, что Штраус был в восторге от «бесконечных занавесок».[3]

Успех в Дрездене привел к тому, что «Погасшие огни» были поставлены во многих театрах по всей Германии, включая выступление во Франкфурте во главе с самим Штраусом.[4] Представление оперы в Вене оказалось более проблематичным для Густава Малера из-за необходимости удовлетворить цензуру, ставившую преграды для постановки. Малер написал Штраусу в середине 1901 года: «Что касается «Погасших огней», цензор, кажется, ужасно недоволен, что усложняет дело, поскольку работа еще не закончилась, так что я не в состоянии послать контракты на «Погасшие огни». Я боюсь, что вам, возможно, придется согласиться с изменениями... Увы, не будет успокоения» [5]