Коррекция перспективы


Контро́ль перспекти́вы, или корре́кция перспекти́вы, — специальные приёмы фотосъёмки, фотопечати или обработки в графических редакторах с целью устранения на снимке перспективного схождения линий, параллельных в реальности. Чаще всего коррекция перспективы относится к устранению «завала» при архитектурной и интерьерной съёмке широкоугольными объективами. Реже подразумевается устранение схождения горизонтальных линий.

Для наиболее эффективной коррекции перспективных искажений используются подвижки фотоаппарата, то есть возможность взаимного перемещения и наклона объектива и кассетной части, которые могут быть реализованы конструкцией самого фотоаппарата, оправы объектива или его адаптера. Наиболее приспособленными к подвижкам считаются карданные камеры с неограниченной свободой перемещения объективной и кассетной частей. Большинство других типов фотоаппаратов прямого визирования (например дорожные и пресс-камеры) также обладают возможностями подвижек, в той или иной степени ограниченных. Например, советские дорожные камеры типа «ФКД» допускали возможность сдвига только для объективной доски и уклона только для кассетной части. Малоформатные и большинство среднеформатных фотоаппаратов обладают жёстким корпусом и подвижки на них доступны только при использовании шифт-объективов или шифт-адаптеров для крепления обычной оптики. В этих случаях подвижки кассетной части невозможны.

Наиболее распространённая разновидность подвижек (англ. Shift & Rise) реализуется сдвигом объективной или кассетной частей по вертикали и горизонтали. Самый характерный пример их использования — съёмка высотных зданий или сооружений с небольших расстояний. Без сдвига объектива приходится наклонять весь фотоаппарат, чтобы отобразить объект полностью (a). В результате происходит искажение, выражающееся в перспективном схождении вертикальных линий, зрительно воспринимаемых как параллельные[1]. Искажение особенно заметно при съёмке с небольшого расстояния, когда приходится применять широкоугольный объектив.

Для предотвращения «завала» плоскость кадрового окна должна быть расположена строго отвесно, параллельно вертикальным линиям объекта съёмки. При этом объектив не способен охватить здание целиком, обрезая его верхнюю часть (b). Весь объект может быть снят при помощи сдвига объектива вверх относительно кадрового окна, или кассетной части вниз относительно объектива. При этом обе доски сохраняют положение, строго параллельное вертикальным линиям (c)[2]. Сдвиг может быть выполнен и при помощи шифт-объектива с фотоаппаратом жёсткой конструкции. Результатом вертикальной подвижки становится параллельность вертикалей архитектурных сооружений, что соответствует нормальному зрительному восприятию. Аналогичным образом поступают при съёмке с высокой точки: в этом случае сдвиг объектива производится вниз (или кассетной части — вверх).


Исправленный снимок