Подводные лодки типа «Агоста»


Подводные лодки типа «Агоста» — серия французских дизель-электрических подводных лодок, построенных в 1970-х годах.

Океанские подводные лодки I класса проекта S-70 начали строиться на верфи ВМФ в Шербуре с 1972 года. При проектировании был учтён американский опыт эксплуатации USS Albacore (AGSS-569), благодаря чему «Агосты» получили более обтекаемую форму, чем предшествующие проекты. До 1976 года были построены четыре корабля для ВМС Франции, в 1977—1978 годах были построены две лодки для ЮАР, однако в соответствии с резолюцией ООН № 418 о введении эмбарго на поставку вооружений в ЮАР в связи с апартеидом, корабли были проданы Пакистану. В 1981—1984 годах четыре корабля были построены по французскому проекту в Картахене для ВМС Испании, в 1998—2005 — ещё три для ВМС Пакистана по улучшенному проекту Agosta 90B.

Подводные лодки типа «Агоста» имеют двухкорпусную конструкцию и крестообразное кормовое оперение. Лёгкий корпус имеет более обтекаемую форму, чем предыдущие французские проекты, прочный корпус выполнен в виде цилиндра с коническими оконечностями. Вне прочного корпуса находятся балластные цистерны, антенны ГАК, вспомогательное оборудование. В конструкции ограждения прочной рубки и выдвижных устройств широко применяется высокопрочный стеклопластик.

Основным двигателем является электромотор Jeumont-Schneider мощностью 2990 л.с., работающий на один пятилопастной винт большого диаметра. Два шестнадцатицилиндровых дизель-генератора SEMT-Pielstick 16 PA4 VI 185 заряжают аккумуляторную батарею, состоящую из двух групп по 160 элементов. В дополнение установлен один электромотор «подкрадывания» для малого хода. Его мощность в 32 л.с. позволяет развивать ход до 1,5 узлов.

По сравнению с предыдущим проектом, «Дафн», «Агосты» имеют втрое меньшее количество торпедных аппаратов — 4 вместо 12, однако «Агосты» оборудованы механизмами перезаряжания и несут боекомплект 20 торпед, вместо 12 на «Дафнах». Торпедные аппараты «Агосты» приспособлены для применения противокорабельных ракет Exocet и постановки мин.

О постройке серии было объявлено в 1970 году в рамках пятилетнего плана нового строительства 1971–75 гг. Были предприняты значительные усилия по уменьшению акустической сигнатуры, включая звукопоглощающее покрытие корпуса и устранение внутренних шумов[1].