Поддерживающий каток


Поддерживающий каток (поддерживающий ролик[1][2], верхний каток[3]) — элемент гусеничного движителя, предназначенный для поддержания верхней ветви гусеничной ленты и облегчения её натяжения, уменьшающий её провисание; использование большего количества опорных катков уменьшает необходимую для натяжения гусеницы силу[4]. Также поддерживающие катки исключают удары гусеничной ленты о надгусеничную полку и придают обводу гусеницы оптимальную форму, за счёт чего снижаются потери мощности в движителе[5][2].

Монтируются поддерживающие катки на подшипниках на присоединённых к корпусу кронштейнах специальной конструкции[4].

Ходовая часть с опорными катками большого диаметра может не иметь поддерживающих катков; при этом верхняя ветвь гусеничных лент укладывается непосредственно на опорные катки[4]. Такой вариант конструкции сопряжён с образованием складок гусеницы в неподрессоренной массе, что делает его малоэффективным для скоростных машин (в особенности — для имеющих утяжелённые гусеницы). Из-за этого поддерживающими катками оснащены ходовые части всех современных танков, опорные же катки для поддержки гусениц не применяются[2].