Подольчак, Игорь Владимирович


Игорь Владимирович Подольчак (укр. Ігор Подольчак, англ. Ihor (Igor) Podolchak, пол. Ihor Podolczak; род. 9 апреля 1962) — украинский режиссёр, сценарист, продюсер, живописец, график, фотограф, куратор современного искусства. Член Украинской Киноакадемии[1]. Участник и лауреат многочисленных международных выставок. Сооснователь творческого объединения «Фонд Мазоха» (вместе с Романом Виктюком и Игорем Дюричем) и соавтор всех его художественных акций и проектов. Живёт и работает в Киеве и во Львове. Представитель Новой украинской волны.

Родился 9 апреля 1962 года во Львове, Украина в семье интеллигентов: отец — историк по образованию, мать — журналист. В 1979 году закончил львовскую среднюю школу № 9. В тому же году поступил на факультет «Интерьер и оборудование» Львовского государственногог института прикладного и декоративного искусства (теперь Львовская национальная академия искусств), который закончил в 1984 году с отличием. Вместе с Подольчаком учились Олег Тистол, Павел Керестей и Николай Маценко. С 1984 по 1985 год проходил службу в пограничных войсках. С 1985 по 1986 год работал в Художественном Фонде Союза художников Украины. С 1986 года — свободный художник и куратор современного искусства. Участник и лауреат многочисленных международных выставок, организовал и провел ряд международных выставок в России, Украине, США, Норвегии.

После основания Фонда Мазоха, вместе с Игорем Дюричем, активно проводит разнообразные художественные акции в России, Украине, Германии. С 1997 года занимается комплексным проектированием визуально-имиджеваой компоненты политических избирательных кампаний[2] на Украине и в России. Начиная с 2006 года пишет сценарии, снимает и продюсирует кинофильмы. Снял две полнометражные картины: Las Meninas, Delirium.

В 2014 году журнал «Forbes Украина» признал Игоря Подольчака одним из 10 самых выдающихся кинорежиссёров Украины[3].

Подольчак работает в разных жанрах изобразительного искусства — живопись, графика, фотография, видеоарт, художественные акции. В начале карьеры превалировала графика[4], а со средины 90-х делает художественные акции и перформансы, с конца 90-х видеоарт.

В центре творчества Подольчака находится человеческое тело[5] в разных его проявлениях, взаимоотношениях с другими телами, а также в разных стадиях разложения[6]. В художественном развитии темы разложения и тлена фигурируют исключительно два типа материи, две определённые формации «плоти» — человеческая и архитектурная. Именно они — вместилища разного рода энергий, соединения разнообразных семиотических кодов — наиболее ярко демонстрируют проявления регрессивных сил. Склонность к метаморфозам разложения раскрывает и, по-особенному, мифологизирует «телесность» этих двух организмов, а непостоянство точки зрения на их отношения в этом состоянии (колебания от аллегории до триллера), постоянно совершенствует иконографию эстетики Подольчака в общем[7].