Подпольный комикс


Underground comix (буквально с англ. — «подпольные комиксы», «андеграундные комиксы») — выпущенные в мелких издательствах или самостоятельно изданные комиксы, часто имеющие остросоциальную или сатирическую направленность. Отличаются от массовых комиксов изображением вещей, запрещённых к публикации Comics Code Authority, например, открыто показанного употребления наркотиков, вызывающей сексуальности и чрезмерного насилия. «Подпольные комиксы» были наиболее популярны в Соединенных Штатах в период между 1968 и 1975 годом, а также в Великобритании в период с 1973 по 1974 год.

В создании популярных среди последователей контркультуры «подпольных комиксов» принимали участие такие карикатуристы как Роберт Крамб, Гилберт Шелтон, Барбара Мендес, Трина Роббинс и многие другие. Среди панков известностью пользовались свои художники, такие как Гэри Пантер. Через годы после пика популярности «подпольные комиксы» приобрели известность благодаря фильмам и телевизионным шоу, вдохновлённым этим направлением искусства, а также благодаря массовым комиксам. Однако наиболее очевидным их преемником являются альтернативные комиксы.

Между концом 1920-х и концом 1940-х годов анонимные художники создавали нелицензированные порнографические комиксы с участием персонажей популярных массовых комиксов. Эти книги, известные под названием «тихуанские библии», часто считают предшественниками «подпольных комиксов»[1][2]. Ранний андеграундный комикс появлялся спорадически в начале и середине 1960-х годов, но в целом до 1967 года явление оставалось редким. Первыми произведениями направления стали личные работы, созданные для друзей художников, в дополнение к репринтам комик-стрипов, впервые появившихся в андеграундной прессе[1].