Позитивная свобода


Позитивная свобода в политической философии характеризуется как возможность и наличие ресурсов для реализации своего собственного потенциала (это может подразумевать и свободу от внутренних барьеров)[1]; используется в качестве противопоставления негативной свободе, которая является свободой от внешних ограничений и насильственного вмешательства других людей[2]. Неотъемлемой частью концепции позитивной свободы является представление о том, что свобода определяется способностью граждан принимать участие в управлении или в добровольной кооперации (в случае с анархистами).

Исайя Берлин в своём эссе «Две концепции свободы» (1958) пишет о том, что позитивное значение свободы

…подразумевается в ответе на вопрос: «Что или кто служит источником контроля или вмешательства и заставляет человека совершать это действие, а не какое-нибудь другое, или быть таким, а не другим?»[2].

Позитивное понятие свободы является центральной идеей социал-либерализма (в США также используют сокращенное название — либерализм), что отличает его от классического либерализма и либертарианства[3][4][5]. Также представления о позитивной свободе оказали влияние на политическую философию социал-демократии.

Исайя Берлин выделял два основных типа свободы. Такое утверждение как «Я никому не раб» Берлин описывал как характерное для негативной свободы, то есть свободы от прямого вмешательства со стороны другого индивида. В качестве противопоставления Берлин использовал присущее позитивной свободе утверждение «Я сам себе хозяин», заявление о свободе выбора своего собственного пути в жизни[1].