Поклитару, Раду Витальевич


Ра́ду Вита́льевич Поклита́ру (рум. Radu Poclitaru; род. 22 марта 1972, Кишинёв, Молдавская ССР, СССР) – хореограф-постановщик, работающий в Украине и многих других странах мира, заслуженный деятель искусств Украины (2017)[1], лауреат Национальной премии Украины им. Тараса Шевченко (2016)[2], лауреат премии «Человек года» (2017)[3], Народный артист Молдавии (2016)[4], лауреат международных конкурсов, основатель и главный балетмейстер Академического театра «Киев Модерн-балет»[5]. Профессор кафедры современной хореографии Киевского национального университета культуры и искусств.

Раду Поклитару родился 22 марта 1972 года в городе Кишинёв, в семье солистов балета Молдавского академического театра оперы и балета Людмилы Недремской и Виталия Поклитару. Начал изучать классический танец в возрасте 4,5 лет в студии при Кишинёвском Дворце пионеров[6][7]. Учился в Московском Академическом хореографическом училище (1983–1984), Одесской балетной школе (1984), Кишиневском музыкальном училище им. Штефана Няги (1985).

В 1986 году поступил в Пермское государственное хореографическое училище, которое окончил в 1991 году по классу Александра Сахарова (специальность – артист балета). В 1991 году поступил на работу в Большой театр оперы и балета Белоруссии. Танцовщик ярко выраженного характерного, актёрского дарования.

В 1994 году поступил в Белорусскую Академию музыки на созданное отделение хореографии. 21 апреля 1996 года состоялся балетмейстерский дебют Раду Поклитару – на сцене Белорусского хореографического колледжа – премьера миниатюры «Точка пересечения» на музыку Арканджело Корелли в исполнении Ольги Гайко и Алексея Овечкина[6].

В 1999 году Раду Поклитару защитил диплом по специальностям: хореограф (класс Валентина Елизарьева), искусствовед (класс Юлии Чурко) и преподаватель теории хореографии. Дипломным спектаклем стал «Поцелуй феи» Игоря Стравинского на сцене Большого театра балета Республики Беларусь.

Первую популярность Раду Поклитару принесли миниатюры, созданные им для танцовщиков, участников международных конкурсов артистов балета. Особенно плодотворным оказался творческий союз молодого хореографа с солистами Минского музыкального театра Юлией Дятко и Константином Кузнецовым. Среди работ, созданных творческим трио — миниатюры «Багатель» на музыку Бетховена, «Белорусская причитальная», «Его музыка» на музыку Ричи Блэкмора, «Адажио» на музыку Чайковского, «Импровизация на фоне стены, увитой плющом» на музыку Баха, «Три грузинские песни», «Баркаролла» на музыку Оффенбаха, а также одноактные спектакли «Мгновения» по поэзии К. Бальмонта, «Мир не кончается у дверей дома» на музыку Депре и Малера, «Видение розы» на музыку К. Вебера, «In pivo veritas» на ирландскую народную музыку и музыку эпохи Ренессанса.