Полевая кухня


Полевáя ку́хня (вое́нно-похóдная ку́хня) — особое транспортное средство (либо прицеп), предназначенный для приготовления пищи и организации горячего питания личного состава формирований в полевых (походных) условиях на удалённых объектах в подразделениях и воинских частях, где отсутствуют стационарные объекты для приготовления пищи.

Базируется на передвижном шасси или на платформе грузового автомобиля. В состав полевой кухни входит один или несколько котлов, отделения для хранения продуктов и кухонной утвари. Может включать в себя помещение-столовую.

Впервые полевая кухня встречается в армии Наполеона. Конструкция кухни включала медный бачок для варки пищи, встроенный внутри большого бака, наполненного водой, под которым располагалась дровяная топка. Благодаря «водяной бане» пища не подгорала. Готовить пищу можно было как на привале, так и на ходу. Кипяток из большого бака можно было использовать для заваривания чая. Походная кухня монтировалась на одноосной коляске на подвесе Кардана, что частично компенсировало продольную качку при движении; спереди, под оглоблями, подвешивался деревянный ящик для кухонных принадлежностей, над ним складывались секции крышки стола. Спереди и сзади к раме крепились деревянные подножки. К оглобле крепились откидные подставки, обеспечивающие устойчивость тележки, после того как из неё выпрягали коня.

Около 60-и таких кухонь были заказаны перед походом в Россию в войска 1-го армейского корпуса, которым командовал Луи Николя Даву. Когда армия Наполеона отступала, все обозы бросили ещё до переправы через реку Березину и кухни взяты трофеем, одна из них находится в экспозиции Музея Отечественной войны 1812 года (Москва, Россия).

Походные (полевые) кухни в европейских армиях появились в 60—70-е годы XIX века. Первенство в этом вопросе принадлежит Русской императорской армии[1][2].

В феврале 1866 года в Варшаве при лейб-гвардии Литовском полку был испытан «кухонный аппарат», предложенный варшавским купцом Юлианом Альфонсовичем Паричко. «Аппарат» представлял собой деревянный ушат (котёл), стянутый железными обручами и с железным дном. Через центр котла проходила дымовая труба от очага, расположенного под ним, железные детали в местах соприкосновения с пищей покрывались глазурью. После испытаний, показавших недостатки деревянного котла, в июне того же года был испытан усовершенствованный образец «аппарата», уже из двух котлов (большого — для щей и малого — для каши), покрытых изнутри лужёным железом и медью. В ходе дальнейших испытаний котёл для каши был сделан с двойными стенками, между которыми заливалась вода. Испытательная комиссия одобрила результаты опытов, приготовленные в «аппарате» щи и каша не уступали в качестве приготовленным в обычных котлах, времени и топлива на готовку требовалось меньше, при этом готовить пищу можно было на марше. Для транспортировки «аппарата» требовалась повозка с двумя лошадьми[1].