Полемика вокруг проблемы аборта


Полемика вокруг проблемы аборта — постоянно ведущиеся дебаты о моральном и юридическом статусе искусственного аборта. Участники этих дебатов разделяются на два основных лагеря, которые называют себя сторонниками выбора, или движением прочойс (подчёркивая право женщины принимать решение о прерывании беременности), и движением в защиту жизни, или пролайф (подчёркивая право эмбриона или плода быть выношенным и рождённым). Оба этих названия считаются провокационными, и некоторые СМИ рекомендуют использовать более нейтральные выражения «движение за право на аборт» и «движение против абортов»[1]. Оба движения представлены в разных странах, стремятся влиять на общественное мнение и добиться отражения своих позиций в законодательстве.

Для многих людей проблема аборта представляет собой в первую очередь моральную проблему, связанную с вопросами о начале человеческой жизни, правах плода, праве женщины на самоопределение и о том, имеют ли другие люди право принимать решения, касающиеся её тела. Полемика вокруг проблемы аборта во многих странах ведётся на уровне государственной политики: противники абортов борются за принятие, сохранение и расширение ограничений или запретов на аборты, а сторонники права на аборт — за отмену или смягчение таких законов.

Исторически аборт, наряду с детоубийством, рассматривался в контексте планирования семьи, отбора детей по признаку пола, контроля численности населения и прав собственности главы семьи[2]. Вопросы прав будущей матери, а тем более прав будущего ребёнка, редко принимались во внимание[3]. Иногда поднимались вопросы о моральности аборта, предотвращения беременности и оставления детей (как форме детоубийства), хотя в основном все эти меры не были запрещены законом. Тогда, как и сегодня, такие дискуссии часто касались вопросов о человеческой природе, существовании души, моменте начала жизни и зарождения человеческой личности.

Современные дискуссии о том, является ли эмбрион или плод человеком, осложняются современным юридическим статусом детей. Согласно современным юридическим нормам, дети не являются полноценными гражданами до достижения совершеннолетия, когда они приобретают всю полноту гражданских прав и обязанностей. В то же время, начиная с XIX века дети рассматриваются как личности в рамках законодательства о преступлениях против личности. С юридической точки зрения, если плод является личностью, то это личность в крайне специфических условиях — она существует внутри тела другой личности и, как правило, не может быть объектом никакого прямого действия со стороны другого лица. Для юриспруденции это обстоятельство создаёт большие проблемы в признании плода личностью[4].

Сегодня существуют различные точки зрения на юридический статус аборта: от требования полного запрета, даже в случае угрозы жизни женщины[5], до полной легализации и государственного финансирования абортов[6].