Политика как призвание и профессия


«Политика как призвание и профессия» — доклад одного из выдающихся немецких социологов, основателя политической социологии Макса Вебера. Он был зачитан в январе 1919 года в Мюнхене перед студентами «Союза свободного студенчества», а затем был переработан самим автором и напечатан. Письменная версия была значительно дополнена и отредактирована.

В этом докладе Вебер, по его собственному заявлению, попытался, не обращаясь к насущным проблемам современности и не высказывая каких-либо позиций относительно них, обратиться к анализу политической деятельности как таковой. Социолог не только рассуждал о разнице разнообразных подходов людей к участию в политике и занятиям ею, но и дал справку о формировании различных моделей политического управления, типах господства и др.

Макс Вебер начал участвовать во встречах интеллектуалов с активным студенчеством ещё в 1917 году, которые были организованы основателем одного из известных кружков Е. Дидерихсом  (нем.). Примерно в то же время у ведущих членов одной из студенческих организаций возникла идея провести цикл лекций, посвящённых профессиям в сфере умственного труда (этот цикл должен был называться «Духовный труд как призвание и профессия»). Вебер должен был прочитать не только доклад о политике, но и доклад о науке с аналогичным названием, который был прочитан годом ранее. Несмотря на неудачи в политической деятельности, которые настигли учёного в 1918 году, его нежелание читать доклад, он всё же прочитал его перед широкой публикой. Лекция вызвала живой отклик, после неё ещё долго велись споры и дискуссии[1]

Макс Вебер начинает свой доклад с определения понятия государства. По его мнению, самыми существенными признаками данного объединения людей являются монопольное право на легитимное насилие и определённая территория, на которой этот институт имеет право применять насилие. При этом, легитимность является одним из ключевых свойств, так как именно она отличает государство от иных объединений, которые также могут применять насилие к подчинённым, которое не будет принято обществом. Определение государства приводится Максом Вебером в связи с приведением им определения политики как таковой. По его мнению, политикой являются отношения по поводу власти, её захвата, удержания и применения. Соответственно и люди, занимающиеся политикой, в первую очередь желают приобрести власть ради тех или иных целей[2].