Политический капитал


Политический капитал — политический термин, который означает доверие, репутацию и влияние, которыми располагает политик в своих отношениях с обществом и другими политическими деятелями. Репутация (гудвилл) — это своего рода валюта, которую политики могут использовать для мобилизации электората или на проведение политических реформ[1].

Некоторые теоретики проводят различия между репутационным и представительным политическим капиталом. Репутационный капитал политика — это оценка доверия к нему и его надёжности. Эта форма капитала аккумулируется за счет поддержания последовательного политического курса и идеологических взглядов. Представительный капитал — это оценка влияния политика на формирование политического курса. Эта форма капитала аккумулируется за счёт опыта и стажа службы в руководящих должностях[2]. Таким образом, политический капитал — репутационный и представительный — это продукт отношений между общественным мнением, политической должностью (законодательными наградами и наказаниями) и политическими суждениями (качеством принятия решений)[3].

Политик набирает политический капитал путём победы на выборах; путём проведения политического курса, который пользуется общественной поддержкой; реализацией общественно значимых инициатив; путём оказания услуг другим политикам или фирмам. Политический капитал, как и любой социальный капитал, основан на взаимодействии различных лиц, на взаимности оказываемых ими услуг[4].

Политический капитал может быть потрачен как с пользой, так и впустую, как правило, из-за неудачных попыток продвигать непопулярный политический курс, который не является центральным для повестки дня. Президент Джордж Буш утверждал, что заработал «политический капитал» после выборов 2004 года[5].

Политический капитал, заработанный политическим лидером, может распространяться на поддерживающих его политиков, например в Соединённых Штатах, где конгрессмены иногда «едут на фалдах» вновь избранного президента.