Социальный капитал


Социа́льный капита́л также культу́рный капита́л, гражда́нский капита́л — понятие в социологии, экономике и политологии. Определяет качество социальных связей в обществе. Например, готовность прийти на помощь незнакомым людям. Рассматривается как характеристика общества, определяющая качество жизни в той или иной стране.

Наряду с физическим и человеческим капиталом, социальный капитал увеличивает производительность данного общества в целом. Лидерами по уровню социального капитала называют Новую Зеландию, Норвегию, Швейцарию и Швецию.

В течение 1990-х и 2000-х годов концепция социального капитала становилась все более популярной в широком спектре социальных наук, а также в политике[1][2].

Сила управления сообществом подчеркивалась многими философами с древнейших времен до XVIII века, от Аристотеля до Фомы Аквинского и Эдмунда Берка[3]. Термин «социальный капитал» использовался с 1890 года, а затем стал широко использоваться в конце 1990-х годов[4]. Статья Л. Дж. Ханифана[англ.] 1916 года о местной поддержке сельских школ является одним из первых появлений термина «социальный капитал» в отношении социальной сплоченности и личных инвестиций в обществе[5][6].

Джейн Джейкобс использовала этот термин в начале 1960-х годов. Хотя она не дала четкого определения термина «социальный капитал», её использование относилось к значимости связей[7]. Политолог Роберт Солсбери выдвинул термин «критический компонент формирования групп интересов» (англ. critical component of interest group formation) в своей статье «Теория обмена группами интересов», опубликованной в 1969 году в American Journal of Political Science[англ.]. Социологи Джеймс Коулман, Барри Веллман[англ.] и Скот Уортли при разработке и популяризации концепции приняли определение Гленна Лоури 1977 года[8][9][10]. В конце 1990-х годов эта концепция приобрела популярность, став основной темой исследовательской программы Всемирного банка и предметом нескольких основных книг, включая «Боулинг в одиночку»[англ.] (англ. Bowling Alone) Роберта Патнэма[11] и «Лучше вместе» (англ. Better Together) Льюиса Фельдштейна[англ.] и Патнэма.

Социальный капитал — понятие, введенное Пьером Бурдьё в 1980 году для обозначения социальных связей, которые могут выступать ресурсом получения выгод. В концепции Пьера Бурдьё социальный капитал является исключительно групповым ресурсом.