Положительные задачи философии


Положи́тельные зада́чи филосо́фии (18861891) — основной труд русского философа-спиритуалиста Льва Михайловича Лопатина. Труд посвящён обоснованию метафизики как умозрительного знания. Труд состоит из двух частей, вышедших соответственно в 1886 и 1891 годах. Название первой части — «Область умозрительных вопросов», второй — «Закон причинной связи, как основа умозрительного знания действительности». Первая часть была представлена в качестве магистерской, вторая — в качестве докторской диссертации; в первой доказывается необходимость, во второй — возможность метафизики как строгой науки. Труд представляет собой самое подробное изложение философского учения Лопатина, которое явилось первой в России системой теоретической философии[1].

Основной труд Лопатина создавался в условиях противостояния эмпирического и метафизического направлений в русской философии. Вторая половина 19 века была эпохой господства позитивизма, последователи которого занимали профессорские кафедры в ряде университетов страны. В частности, в Московском университете философскую кафедру занимал убеждённый позитивист профессор М. М. Троицкий. Молодой Лопатин, закончив в 1879 году историко-филологический факультет Московского университета, выразил желание остаться на кафедре для продолжения научной деятельности, но Троицкий, зная его метафизические взгляды, отказал ему в своём содействии[2]. Несколько лет Лопатин преподавал в средних учебных заведениях, а с 1881 года — на Высших женских курсах, где впервые стал читать лекции по философии и психологии. Именно здесь он впервые сформулировал свои философские воззрения[3]. В 1881—1883 годах в журнале «Русская мысль» появились первые философские работы Лопатина — «Опытное знание и философия» и «Вера и знание», впоследствии вошедшие в состав 1 тома «Положительных задач философии».

В 1884 году, заручившись поддержкой декана факультета, Лопатину удалось вернуться в Московский университет, где он, получив звание приват-доцента, стал читать лекции по истории философии. В 1886 году молодой философ подготовил текст магистерской диссертации, озаглавленной «Область умозрительных вопросов» и направленной против эмпиризма, материализма и других философских течений, отрицающих необходимость умозрительного знания. На магистерском диспуте, состоявшемся 21 мая 1886 года, Лопатин говорил, что защищает то дело, над которым трудились лучшие умы человечества и отрицание которого означает гибель знания[4]. С резкой критикой диссертации выступил профессор Троицкий, упрекнувший диссертанта в недостаточном знании эмпирической философии и вольном толковании её положений[5]. Несмотря на это, руководство факультета сочло возможным принять диссертацию и присвоить соискателю степень магистра философии. В том же году текст диссертации был опубликован в качестве 1 тома книги «Положительные задачи философии»[4].