Полоз (деталь)


По́лоз, поло́зья — деталь для перемещения путём скольжения в виде узкой и длинной планки с загнутыми вверх концами или бруса[1]. Чаще всего, полозья встречаются не по одному, а представляют собой парную деталь.

Обычно полозья рассматриваются как усовершенствование волокуши, изобретённое (в виде саней на двух полозьях) по крайней мере 8 тысяч лет тому назад[2].

Важность подобного усовершенствования особенно заметна на крайнем Севере, где полозья могут использоваться почти круглый год. Именно благодаря деревянным полозьям, укреплённым металлом, у чума и яранги, на протяжении двух столетий безраздельно господствовавших на Севере, в XIX веке у появился соперник ― так называемый балок, впервые получивший широкое применение на Таймыре. Он представлял собой поставленную на полозья кибитку, покрытую оленьими шкурами. Такими кибитками пользовались русские купцы для дальних поездок по тундре с товарами. Постепенно она проникла и в быт северных народов.[3]

Узкие (по сравнению с санями) полозья применяются с целью повысить удельное давление на грунт, что предотвращает соскальзывание при траверсе склона и упрощает поддержание направления в снегу. Полозья также, подобно волокуше, приподнимают груз над неровностями поверхности. Однако, в мягких почвах и при очень больших нагрузках полозья заглубляются, повышая сопротивление, в таких случаях могут использоваться сани-волокуша без полозьев[4].

Особое значение удельное давление и скорость скольжения приобретают при движении по снегу или льду: из-за расплавления снега или льда в результате воздействия комбинации трения и давления под полозом образуется водяная смазка, и динамический коэффициент трения скольжения может достигать очень малых значений вплоть до 0,0042 на льду[5] (для сравнения, при движении деревянных полозьев по смоченному водой гладкому камню — как при постройке египетских пирамид — коэффициент в двадцать раз выше, около 0,1[6], для лыж на лыжне — в десять раз выше — 0,04[7]). Поэтому полозья, движущиеся по твёрдому льду (для бобслея и коньков), делают узкими для уменьшения площади контакта. Давление, соответствующее минимальному коэффициенту трения, зависит от температуры льда и скорости передвижения и лежит в диапазоне 2,5-7 МПа[5] (несколько десятков атмосфер, некоторые источники указывают давление под лезвием конька до нескольких сотен атмосфер[8]). Скольжение по снегу устроено более сложно, чем скольжение по льду, но водяная смазка также играет важную роль[9].