Полоса движения


Полоса движения[1] — продольный участок проезжей части автомобильной дороги, шириной достаточной для движения транспортных средств (автомобилей, автобусов и так далее) в один ряд.

Полоса движения может быть обозначена дорожной разметкой. В этом случае ширину полосы движения принимают с учётом категорий автодорог согласно требованиям действующих строительных норм и правил, того или иного государства. Ширину полосы движения определяют по расстоянию между осями линий горизонтальной дорожной разметки, обозначающих её границы.

Самая распространённая ширина полос движения в России — 3,75 метра. Она сохранилась со времён, когда люфт рулей грузовиков достигал 25 градусов, гидроусилением они в основном не оснащались, а тормозные усилия на разных колёсах сильно различались[2]. В городах Западной Европы делают полосы шириной 3,0 — 3,25 метра и у́же.

Автомобильные дороги делятся на пять категорий. Дороги первой категории подразделяются на три подкатегории: IA, IБ, IВ. Дорога IA — автомагистраль, IБ — скоростная дорога. И так на уменьшение. На дорогах первой и второй категорий ширина полосы движения (улиц общегородского движения) составляет 3750 мм (3,75 метра, 12,5 фут). Третьей категории (улиц районого движения) — 3500 мм (3,50 метра, 11,5 фут), четвёртой (улицы местного движения) — 3000 мм (3 метра, 10 фут). На дорогах пятой категории всего одна полоса (иногда две) движения, ширина которой должна быть не менее 4500 мм (4,5 метра, 15 фут).

Допускается уменьшать ширину полосы, предназначенной для движения легковых автомобилей, до 2,75 метра (9 фут) при условии введения необходимых ограничений режима движения. (ГОСТ Р 52289-2004 п 6.1.3)

Дорожная разметка может выполняться различными материалами: краской, термопластиком, холодным пластиком, полимерными лентами, штучными формами, световозвращателями и тому подобное. Разметка не должна выступать над проезжей частью более чем на 6 мм (0,25 дюйм). Световозвращатели (катафоты), используемые для оптической ориентации водителя в сочетании с линиями горизонтальной разметки или самостоятельно, не должны возвышаться более чем на 15 мм (0,6 дюйм) над проезжей частью.